Сущность современного предпринимательства

Рыночная экономика базируется на развитии предпринимательской деятельности, осуществляемой в рамках самостоятельных хозяйствующих субъектов — предприятий {организаций) в условиях конкуренции. Конкуренция — это экономическое соперничество изготовителей товаров па рынке в процессе привлечения как можно большего числа покупателей и получения благодаря этому максимальной выгоды.

Каждая отрасль экономики России представлена совокупностью предприятий (организаций). Предприятие (организация) — это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный предпринимателем или объединением предпринимателей для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. В своем составе хозяйствующие субъекты могут иметь одно или несколько предприятий.

Предпринимательская деятельность — это деятельность, осуществляемая частными лицами, предприятиями и организациями по производству товаров и услуг к взаимной выгоде заинтересованных лиц. Для формирования предпринимательства необходимы соответствующие экономические, социальные и правовые условия. К важнейшим характерным чертам предпринимательской деятельности относятся:

1) особый вид деятельности, предполагающее наличие у его субъектов творческого образа мышления, инициативы и новаторства, способность принятия нетрадиционных решений и готовность к риску;

2) независимая и самостоятельная деятельность, предполагающая свободу в выборе вида и сферы деятельности, принятии хозяйственных решений, в формировании производственных программ и выборе каналов и методов сбыта, установлении уровня цен и тарифов и распоряжении прибылью;

3) хозяйственная деятельность, предполагающая организацию и управление хозяйственным процессом;

4) организованная деятельность на постоянной основе, имеющая экономическую заинтересованность и ориентированная на дальнейшее развитие и расширение;

5) субъект предпринимательской деятельности отвечает за результаты хозяйственной деятельности либо капиталом, либо всем своим имуществом, включая личное.

Различают следующие виды предпринимательства: производственное, коммерческое, финансовое и консультативное (консалтинг).

Основой предпринимательской деятельности является собственность. Понятие собственности распространяется на имущество и результаты, приносимые данным имуществом. В соответствии с Гражданским кодексом РФ (далее — ГК РФ) признаются следующие виды собственности: государственная (федеральная, субъекта РФ), муниципальная (городских и сельских поселений, муниципальных образований: школ, больниц и т.д.), частная, смешанная (сочетание различных форм собственности) и общая -двух или нескольких лиц (возникает когда имущество, например, здание, не может быть разделено без изменения его назначения).

Основной фигурой рыночных отношений является предприниматель — лицо, которое основало успешно работающее предприятие и(или) которое самостоятельно осуществляет руководство предприятием, а также несет ответственность по долгам и иным рискам личным имуществом и вложенным капиталом. Субъектами предпринимательства могут быть как частные лица, так и объединения партнеров. При этом следует различать понятия предприниматель и менеджер. Менеджер — это субъект управления, представляющий интересы предпринимателя по отношению к наемным работникам.

Индивидуальный предприниматель ведет дело за свой счет, самостоятельно принимает решения. Его преимущество в оперативности принятия решений и моментальном реагировании на запросы потребителей. Однако при такой форме организации бизнеса ограничены финансовые ресурсы, что не позволяет вести производство в больших масштабах. Ограниченность масштабов производства является причиной высоких издержек и низкой конкурентоспособности. Объединение физических и юридических лиц для ведения совместной деятельности позволяет устранить эти недостатки и увеличить объем привлекаемых производственных ресурсов. Вместе с тем на предприятиях, имеющих нескольких владельцев, невысока оперативность принятия решений.

Успех хозяйствующих субъектов в большой степени зависит от уровня развития духа предпринимательства внутри организации, т.е. от стремления работников и специалистов к самостоятельной деятельности, аналогичной предпринимательской, но осуществляемой с использованием главным образом ресурсов предприятия (интрапренерства).