Лекция 10. СУДЕБНАЯ СИСТЕМА И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В результате освоения главы студент должен:

знать

• теоретические и правовые основы организации судебной системы и правоохранительных органов Российской Федерации, их цели, задачи, функции, компетенции, полномочия и формы соответственно судебной и правоохранительной деятельности;

уметь

• анализировать и толковать правовые нормы Конституции РФ, законодательства и подзаконных нормативных правовых актов РФ, регулирующих правовые основы организации судебной системы и правоохранительных органов РФ, их цели, задачи, функции, полномочия и формы соответственно судебной и правоохранительной деятельности;

владеть

• навыками работы с юридическими понятиями и юридическими категориями, которые определены Конституцией РФ, законодательством, подзаконными нормативными правовыми актами РФ и постоянно используются в практике организации судебной системы, правоохранительных органов РФ и в практике реализации их целей, задач, функций, компетенций, полномочий и форм соответственно судебной и правоохранительной деятельности.

Судебная система Российской Федерации

Судебная власть России осуществляется единой судебной системой РФ, установленной Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституциями, уставами и законами субъектов РФ. Судебной системой РФ является совокупность однородных по своим целям и задачам организационно объединенных в одно целое всех федеральных судов, судов субъектов РФ и судейского сообщества в лице обладающих особым статусом судей, присяжных заседателей, арбитражных заседателей и секретарей судебных заседаний, которые организованы и действуют на единых конституционных принципах и связаны между собой отношениями по осуществлению правосудия, реализуемого в особых процессуальных формах конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства. Судебная система РФ состоит из следующих элементов: судейское сообщество, аппараты судов, Судебный департамент при Верховном Суде РФ, управления и отделы Судебного департамента при Верховном Суде РФ, осуществляющие организационное обеспечение судов общей юрисдикции деятельности в Российской Федерации.

Судебная система РФ едина и одновременно дифференцирована.

Единство судебной системы России гарантируется следующими принципами:

– установлением судебной системы на единой конституционно-правовой основе, которой являются ст. 10 и гл. 7 Конституции РФ и основанные на ней: федеральные конституционные законы о судебной системе РФ, о Конституционном Суде РФ, о военных судах РФ, о судах общей юрисдикции в Российской Федерации, об арбитражных судах в Российской Федерации; Закон РФ о статусе судей в Российской Федерации; федеральные законы о присяжных заседателях федеральных судов в Российской Федерации, об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов РФ, о мировых судьях в Российской Федерации, об органах судейского сообщества в Российской Федерации, о Судебном департаменте при Верховном Суде РФ, о судебных приставах; конституции республик и уставы иных субъектов РФ, законы субъектов РФ о мировых судьях; ГПК РФ, АПК РФ, КоАП РФ, УПК РФ;

– законодательным закреплением единства статуса судей;

– соблюдением и применением всеми федеральными судами и судами субъектов РФ норм материального и процессуального законодательства, а в соответствующих случаях – общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ;

– признанием обязательности исполнения на всей территории России судебных постановлений, вступивших в законную силу;

– финансированием федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета;

– конституционным запретом на создание в России чрезвычайных судов.

Дифференциация судебной системы России проявляется в том, что:

– суды РФ подразделены на федеральные суды и суды субъектов РФ;

– судьи РФ делятся на федеральных судей и судей субъектов РФ;

– федеральные суды подразделены на Конституционный Суд РФ, федеральные суды общей юрисдикции, федеральные арбитражные суды, федеральные специализированные суды;

– федеральные суды общей юрисдикции и федеральные арбитражные суды подразделены на их соответствующие звенья;

– соответствующие звенья федеральных судов общей юрисдикции и федеральных арбитражных судов подразделены на судебные коллегии и президиумы данных судов;

– процессуальная деятельность судов подразделяется на конституционное, гражданское, арбитражное, административное и уголовное судопроизводство.

Судебная система РФ организована в соответствии со следующими принципами судоустройства России:

– законодательной регламентации судоустройства Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституциями и уставами субъектов РФ и законами субъектов РФ;

– построения судебной системы России с учетом федеративного, национально-государственного и административно-территориального устройства и деления;

– единства судебной системы;

– соблюдения всеми судами правил судопроизводства, установленных законами;

– соблюдения всеми судами Конституции РФ и основанных на ней законов;

– законодательного закрепления единства статуса всех судей;

– финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

Судебная система России самостоятельна, поскольку отделена от органов законодательной и исполнительной ветвей власти и действует независимо от них. Посягательство либо инос вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность судов, судей, присяжных и арбитражных заседателей карается на основании административного или уголовного законодательства.

Самостоятельность судебной системы уравновешивается ее подзаконностыо, которая выражается в том, что вся система в целом и отдельные ее звенья осуществляют деятельность на основе законодательства РФ. Подзаконность судебной системы проявляется и в том, что деятельность всех судов и всех судей, присяжных и арбитражных заседателей направлена на применение материального законодательства, а также в том, что порядок этой деятельности и ее формы урегулированы процессуальным законодательством.

Деятельность судебной системы носит правоохранительный характер, поскольку суды и судьи не издают законы и иные нормативные правовые акты, а применяют их к конкретным фактам и обстоятельствам.

Деятельность судебной системы исключительна. Это проявляется в том, что принятые судами и судьями решения, приговоры, постановления после вступления их в законную силу нс подлежат новому пересмотру и новому разрешению, чем обеспечивается их стабильность и недопустимость вторичной юридической ответственности физического или юридического лица за то деяние, за которое они уже были осуждены соответствующим судом.

Суды и судьи в пределах своей компетенции наделены полнотой процессуальных прав и полномочий во всех звеньях судебной системы и во всех судебных инстанциях по рассмотрению и разрешению соответственно конституционных, гражданских, арбитражных, семейных, трудовых, земельных, административных, уголовных и прочих дел по поводу юридических споров и вопросов и по поводу применения установленных законодательством мер юридической ответственности и иного государственного принуждения.

Гарантиями самостоятельности и независимости судов и судей являются конституционные принципы судопроизводства (см. параграф 9.5 учебника).

Главными элементами судебной системы являются суды и судьи. Судьей в соответствии с действующим законодательством является не только судья каждого из всех судов, но также председатель соответствующего суда и его заместитель. В данном случае имеются в виду: Конституционный Суд РФ, судьи Конституционного Суда РФ, его председатель и заместители председателя; федеральные суды общей юрисдикции, федеральные судьи общей юрисдикции, председатели и заместители председателей данных судов; федеральные арбитражные суды, федеральные арбитражные судьи, их председатели и заместители председателей; суды субъектов РФ в лице конституционных судов республик, уставных судов иных субъектов РФ, их судей и председателей; мировые судьи общей юрисдикции субъектов РФ.

Суды РФ связаны между собой организационными и функциональными связями, которые регулируются соответственно законодательством о судоустройстве и законодательством о судопроизводстве.

Законодательство о судоустройстве устанавливает звенья единой судебной системы. Под судебным звеном имеется в виду совокупность судов равнозначных территориальных образований с наделением данных судов одинаковыми полномочиями и компетенциями, например, районные суды как основное звено системы федеральных судов общей юрисдикции. Процессуальным законодательством регулируются функциональные инстанционные связи между отдельными звеньями судебной системы. Например, суды первой инстанции, суды второй (апелляционной) инстанции, суды кассационной инстанции, суды надзорной инстанции. Правосудие, осуществляемое судом первой инстанции, – это судебное разбирательство с участием сторон гражданского, семейного, трудового, арбитражного, административного, уголовного либо иного дела с целью разрешения данного дела по существу. Апелляционное разбирательство дела осуществляется при подаче соответствующим участником процесса апелляционной жалобы или прокурором апелляционного представления для пересмотра судебного решения или приговора, не вступивших в законную силу. Кассационное разбирательство дела осуществляется при подаче соответствующим участником процесса кассационной жалобы или прокурором кассационного представления для пересмотра судом кассационной инстанции судебного решения или приговора, вступивших в законную силу. Рассмотрение судебного дела в суде надзорной инстанции осуществляется на основании надзорных жалоб участников процесса или надзорного представления прокурора для пересмотра судебного решения или приговора, вступивших в законную силу; судами надзорной инстанции являются соответственно Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ.