Субъективные причины возникновения конфликтов

Традиция психологического изучения конфликтов является наиболее развитой из всех научных дисциплин, изучающих субъективные причины возникновения этих явлений. Проблема конфликтов для психологии является фундаментальной и во многих теоретических подходах лежит в основе объяснительных моделей личности.

История психологической науки демонстрирует эволюцию представлений о конфликтах. Различные, часто противоположные точки зрения на природу человека и его взаимоотношения с окружающим миром выявляют и разные измерения конфликтный явлений.

Психологические теории, обращавшиеся к проблематике конфликтов, с некоторой долей условности можно разделить на три группы:

• интрапсихические (внутриличностные) теории;

• ситуационные подходы;

• когнитивистские интерпретации.

Интрапсихические теории

Представление о конфликте как столкновении противоположно направленных тенденций внутри личности наиболее ярко представлено в психодинамических теориях, берущих свое начало в психоанализе. Согласно традиционной психоаналитической концепции, человек имеет конфликтную природу. Конфликт рассматривается как интрапсихическое, т.е. внутреннее психологическое явление и представляет собой не случайное, а сущностное состояние человека.

Психоаналитическая теория З. Фрейда

Интрапсихическая традиция основывает свое понимание личности и ее развития на противоречиях между различными сферами личности. Начало такому пониманию конфликтных явлений положил основатель психоанализа, австрийский психиатр Зигмунд Фрейд (1856–1939). Он утверждал, что человеческая жизнь связана с постоянным напряжением и преодолением противоречия между биологическими влечениями и желаниями человека (прежде всего сексуальными) и социально-культурными нормами, между бессознательным и сознанием.

Изучая причины невротических нарушений, З. Фрейд предложил структурную модель личности, состоящую из трех инстанций: Оно, Я и Сверх-Я. Оно представляет собой область безраздельного владычества бессознательного, содержит в себе полюс влечений в личности и руководствуется в своих проявлениях принципом удовольствия. Я является носителем интересов личности в целом и придерживается принципа реальности. Сверх-Я рассматривается в качестве вместилища усвоенных личностью в процессе ее становления родительских требований и запретов, как инстанция суда и критики. Я старается остаться в добром согласии с Оно, изображая видимость повиновения последнего, затушевывает конфликты между Оно и реальностью, а где возможно, и конфликты со Сверх-Я, часто поддается искушению стать угодливым и лживым. Таким способом обеспечивается иллюзия безопасности. Когда бессознательные конфликты из-за недостаточной эффективности и ограниченного набора защитных механизмов становятся слишком интенсивными, появляются невротические симптомы, которые в свою очередь можно рассматривать в качестве защитных реакций, только значительно более грубых и примитивных.

Рис. 3.1. Конфликт Сверх-Я и Оно

Однако, по мнению З. Фрейда, такая ситуация не безнадежна. Путем психоаналитической терапии до сознания больного доводится истинная причина заболевания, он начинает осознавать то, что было вытеснено. Происходит, по выражению Фрейда, катарсис (внутреннее очищение, освобождение), вследствие чего наступает выздоровление.

В дальнейшем Фрейд распространил свою концепцию и на психику здорового человека. Различие между нормальной и невротической личностью – это в большей мере вопрос степени. Наряду с карающими функциями, Сверх-Я способно выполнять и спасательную, защитную роль, выступая заместителем Отца-Защитника, Провидения, Судьбы. Да и само Я располагает мощными ресурсами для осуществления контроля над стихийной энергией Оно. Опираясь на процессы восприятия и мышления, организуя их и соотнося с реальностью с целью проверки и уточнения, Я развивает зрелые механизмы психологической защиты и контроля и обретает новые возможности в освоении постоянно изменяющейся реальности. В норме внутренний конфликт с помощью защитного механизма сублимации может выполнять и свою положительную функцию, стимулируя человеческое творчество.

Из сказанного следует, что в итоге речь идет не о разрешении конфликта, а об усовершенствовании контроля и снятии переживания, связанного с существованием внутреннего противоречия. Кроме того, представление об основной движущей силе развития личности как о биологической потребности, удовлетворение которой не может произойти из-за социальных нормативов, не отражает всей полноты внутреннего мира человека. Поэтому в середине XIX в. появилось новое представление о внутриличностных конфликтах в теориях неофрейдизма: аналитической психологии К. Юнга, индивидуальной психологии А. Адлера, в теориях К. Хорни и Г. Салливена.