Виды вопросов и правила их постановки

Вопросы можно классифицировать по разным основаниям (рис. 14.2).

Рассмотрим основные виды вопросов, к которым чаще всего обращаются в деловой сфере.

По степени выраженности в тексте вопросы могут быть явными и скрытыми.

Явный вопрос выражается в языке полностью вместе со своими предпосылками.

Скрытый вопрос выражается лишь своими предпосылками, а требование устранить неизвестное восстанавливается после осмысления предпосылок вопроса.

Например, прочитав текст: "Все больше рядовых граждан становятся собственниками акций, и рано или поздно приходит день, когда появляется желание их продать", -мы не обнаружим здесь явно сформулированных вопросов. Однако при осмыслении прочитанного, может возникнуть

Рис. 14.2. Основания классификации вопросов

желание спросить: "Что такое акция?", "Почему их надо продавать?", "Как правильно продать акции?" и прочее. Текст, таким образом, содержит скрытые вопросы.

По своей структуре вопросы подразделяются на простые и сложные.

Простой вопрос структурно предполагает только одно суждение. Он не может быть расчленен на элементарные вопросы.

Сложный вопрос образуется из простых с помощью логических союзов "и", "или", "если..., то...".

Например: "Какие трудности возникли при выполнении данной работы и как коллектив намерен их преодолевать?" Отвечая на сложный вопрос, предпочтительно разбить его на простые вопросы. Вопрос типа: "Если проект будет выполнен в срок, то мы получим премию?" — не относится к сложным вопросам, так как его нельзя разбить на два самостоятельных простых вопроса. Надо учитывать несовпадение логических и грамматических форм: сложный вопрос может быть выражен простым предложением, а простой вопрос — сложным.

По способу запроса неизвестного различают уточняющие и восполняющие вопросы.

Уточняющие вопросы ("ли"-вопросы) направлены на выявление истинности выраженных в них суждений. Во всех этих вопросах присутствует частица "ли", включенная в словосочетание "верно ли", "действительно ли", "надо ли" и пр.

Например: "Верно ли, что Иванов успешно делает карьеру?", "Действительно ли торговать сырьем проще, чем его производить?", "Правда ли, что если умело решить кадровый вопрос, то эффективность работы резко повысится?"

Восполняющие вопросы предназначены для выявления новых свойств у исследуемого объекта, для получения новой информации.

Например: "Как приобрести привилегированные акции?", "Когда можно расширять бизнес?" и пр. Следует иметь в виду, что вопросительные местоимения и наречия нс всегда верно передают исходный смысл вопросов, точно и однозначно устанавливая границы области его неизвестного. А это, как правило, отрицательно сказывается на его понимании.

Возьмем, например, вопрос: "Какие факторы определяют цель социального менеджмента?" Такая постановка вопроса может предполагать совершенно различные области поиска неизвестного: внешние цели управления коллективом как частью социума; внутренние задачи управления, связанные с постановкой задач сотрудникам и определением сфер ответственности; реорганизацию управления коллективом с целью перепрофилирования деятельности и др. Поэтому тот, кто ставит восполняющий вопрос, всегда должен быть готов — в соответствии с требованием адресата — к его коррекции.

По количеству возможных ответов вопросы бывают открытые и закрытые.

Открытый вопрос — это вопрос, на который существует неопределенное множество ответов.

Закрытым вопрос называется, если имеет конечное и достаточно ограниченное количество ответов.

Эти вопросы широко используются в практике социологических исследований. Например, вопрос "Как работа на новой должности?", — открытый вопрос, так как на него можно дать множество ответов (работа интересна; зависит от зарплаты; с десяти до шести и т.д.). Его можно перестроить с тем, чтобы "закрыть": "Как работа на новой должности (хорошо, удовлетворительно, плохо)?"

По отношению к познавательной цели вопросы могут быть разделены на узловые и наводящие.

Вопрос называется узловым, если верный ответ на него служит непосредственно достижению цели.

Вопрос является наводящим, если верный ответ каким-то образом подготавливает или приближает человека к пониманию узлового вопроса, которое, как правило, оказывается зависящим от освещения наводящих вопросов.

Очевидно, что четкой границы между узловыми и наводящими вопросами не существует.

По правильности постановки вопросы делятся на корректные и некорректные.

Корректный (от лат. — вежливый тактичный, учтивый) вопрос — это вопрос, предпосылкой которого является истинное и непротиворечивое знание.

Некорректный вопрос основан па предпосылке ложного или противоречащего суждения, или суждения, смысл которого не определен.

Различают два вида логически некорректных вопросов: тривиально некорректные и нетривиально некорректные (от лат — избитый, пошлый, лишенный свежести и оригинальности).

Вопрос является тривиально некорректным или бессмысленным, если он выражается предложениями, содержащими неясные (неопределенные) слова и словосочетания. Примером может служить следующий вопрос: "Приводят ли критическое метафизирование абстракциями и дискредитация тенденции церебрального субъективизма к игнорированию системы парадоксальных иллюзий?" В процессе общения могут возникать ситуации, когда задаются вопросы, вообще-то являющиеся корректными, но воспринимаемые в качестве тривиально некорректных из-за того, что в их формулировках содержатся выражения, неизвестные данным лицам или данной аудитории, а также неправильно понимаемые. В таких случаях нужно или пояснить неизвестные, или неправильно понимаемые выражения, или заменить известными.

Вопрос называется нетривиально некорректным, если его предпосылкой является ложное высказывание. На такой вопрос нельзя дать истинного ответа. Если в основе поставленного вопроса лежит простое незнание спрашивающего о ложности базиса, то вопрос просто некорректен. Если же спрашивающий знает о ложности базиса вопроса и задает такой вопрос с целью запутать своего оппонента, то такой вопрос называют провокационным, его постановка есть софистический прием.

Любой диалог, имеющий познавательную цель, разрешает проблемную ситуацию. В процессе его развития проблемная ситуация структурируется, расчленяется на отдельные вопросы. Вопросы следует задавать правильно, иначе мы не решим, а лишь запутаем проблему. Умение ставить разумные вопросы есть уже важный и необходимый признак ума и проницательности. Если вопрос сам по себе бессмыслен и требует бесполезных ответов, то кроме стыда для вопрошающего, он имеет иногда еще тот недостаток, что побуждает неосторожного слушателя к нелепым ответам и создаст смешное зрелище.

Вопрос должен иметь смысл (быть осмысленным). Ответ на бессмысленный вопрос практически невозможен: "Задай глупый вопрос, получишь глупый ответ", — гласит пословица. Например, вопрос: "Что было раньше: яйцо или курица?", — не имеет смысла, пока не будет уточнен контекст, в котором употребляется слово "раньше". В контексте описания эволюции жизни на Земле этот вопрос имеет смысл, потому что яйцекладущие пресмыкающиеся появились раньше птиц, и в этом смысле яйцо "раньше" курицы. Вне эволюционного контекста вопрос не имеет смысла, поэтому любой ответ на него является бессмысленным или ложным. Аналогичен вопрос: "Что раньше: день или ночь?" Схоласты пытались ответить так: "День раньше ночи хотя бы па день", но такой ответ смысла не имеет. Что значит осмысленный вопрос'?

Смысл — мысль (понятие или суждение), которая составляет ОГЛАВЛЕНИЕ языковой единицы слова или предложения. Всякое имя имеет смысл и денотат (предметное значение); существование смысла указывает на наличие и единственность денотата. Скажем, смыслом слова (имени) "атом" является определение данного понятия: атом — мельчайшая частица вещества, имеющая структуру, подобную солнечной системе; в центре атома расположено положительно заряженное ядро, вокруг которого по переменным орбитам вращаются отрицательно заряженные электроны; при переходе электронов с орбиты на орбиту выделяется большое количество энергии. Понятие об атоме изменялось: до конца XIX в. атом считался неделимым, а сейчас доказана его делимость. Денотатом имени "атом" является объем понятия, т.е. совокупность всех атомов во вселенной.

Вопрос не является законченной мыслью: он ничего не утверждает и не отрицает и сам по себе не является истинным или ложным. Но если вопрос осмыслен, то за ним следует утвердительный или отрицательный ответ, значит, в целом вопросно-ответный комплекс может оцениваться как истинный или ложный. Осмысленный вопрос предполагает осмысленный ответ, а в совокупности с ответом он выражает относительно законченную мысль, которая имеет определенную валентную оценку.

Например, вопрос: "Существуют эффективный менеджмент?", — предполагает ответы: "Эффективный менеджмент существует" или "Эффективного менеджмента не существует". Каждый ответ имеет смысл, денотат и валентность. Первый оценивается как истинный, второй как ложный. Бессмысленный вопрос, например: "Существуют ли куздры?", — порождает бессмысленный ответ, который не может быть оценен как истинный или ложный. Ответы: "Куздры существуют" или "Куздры не существуют", — в равной степени ни истинны, ни ложны.

С осмысленностью вопроса тесно связано наличие истинных предпосылок. Всякий вопрос имеет предпосылочное знание: "пред-суждение" или "пред-вопрос". В правильно поставленном вопросе предпосылочное суждение является истинным. Скажем, вопросы: "Кто был королем Франции в XX в.?", "Какое число является самым большим?", "Кто представлял Германию на Потсдамской конференции 1945 г.?", — предполагают, что, например во Франции сохранилось монархическое правление вплоть до XX в., что бесконечный ряд чисел имеет окончание, что Германия одержала победу во Второй мировой войне и участвовала в разделе собственной территории. Подобные предсуждения делают очевидными ложность предпосылок перечисленных вопросов.

Таким образом, вопрос должен иметь но возможности единственный и четко определенный смысл. Многосмысленные вопросы предполагают множество ответов, иногда противоречивых. Например, на вопрос: "Вам нравится, как организован ваш бизнес?", — нельзя дать однозначного ответа. Правда, можно сказать: "В целом бизнес работает нормально", но такой ответ малоинформативен. В многозначном вопросе, как правило, содержится несколько частных вопросов: "Как вы оцениваете эффективность бизнеса?", "Как вы оцениваете работу руководителя?", "Как вы оцениваете работу сотрудников?", "Как вам нравится данный вид бизнес-деятельности?", "Как вы оцениваете рыночную ситуацию, потенциал роста, возможность привлечения инвестиций и расширения бизнеса?" и т.п. Умение видеть многосмысленность вопроса, классифицировать отдельные смыслы и выделять основной свидетельствует о высоком интеллекте.

Аналогично многосмысленными являются вопросы: "Как дела?", "Как поживаете?", "Как вы себя чувствуете?" и т.д. Такие вопросы следует расценивать как знаки внимания, а не как желание собеседника получить подробную информацию о вашем здоровье или о делах. В противном случае вопрос был бы задан конкретно. Отвечать на такие вопросы следует кратко и вежливо: "Спасибо, надеюсь на лучшее" или "Спасибо, неплохо".

Многосмысленность вопроса иногда снимается интонацией. Например, на вопрос: "Веришь ли ты мне?", — возможны разные ответы: "Верю" или "Не верю", "Верю тебе" или "Верю не тебе". Во втором случае вопрос модифицируется: "Мне ли ты веришь?"

Многозначность — сложная характеристика мысли. Любой вопрос, заданный вне контекста, по сути является многозначным. Последовательное рассмотрение различных смыслов вопроса — путь развития знания. Раскрывая смысл многозначного вопроса, мы строим систему знания, в которой выделяются концептуальный, структурный и субстратный уровни организации.

Концептуальный уровень определяется целью вопроса, которая может быть двоякой. Некоторые вопросы задаются с целью расширить и углубить систему знания: это познавательные вопросы. Они могут быть содержательными или структурными. При ответе на содержательные вопросы расширяются знания о предмете диалога, структурные вопросы углубляют знание о связях и отношениях. Скажем, вопрос: "Что такое социальный менеджмент?", — относится к содержательным; вопрос: "Какова организационная структура социального механизма управления?", — к структурным. Субстратный вопрос (от лат. substratum — основа, подкладка) говорит о том, что существует общая основа многообразных явлений. Например: "Кто, когда, и как "построил пирамиду" социальных потребностей?", — относится к известному социальному психологу А. Маслоу. Кроме того, существуют вопросы для контроля. Они задаются с целью проверить знания учащихся и также бывают содержательными или структурными. Вопросы любого тина должны быть систематизированы.

К системе вопросов предъявляются следующие требования: вопросы должны быть:

• четко сформулированы;

• взаимосвязаны;

• в совокупности исчерпывать тему;

• не противоречить друг другу;

• в принципе разрешимы, т.е. иметь ответ;

• последовательны, не содержать "скачков": сначала освещаются более крупные, объемные стороны темы, затем — ее детали.

Скажем, рассматривая тему "Социальное управление", прежде выясняем общие вопросы: "Что такое социальное управление?", "Как строится социальное управление?", "Каковы виды социального управления?", затем переходим к частным вопросам: "Как правильно организовывать социальное управление?", "Как строить социальный механизм управления производством?" и т.п.

Важными характеристиками вопроса являются:

• ясность;

• конкретность;

• понятность;

• информативность.

Эти свойства взаимосвязаны.

Ясность вопроса предполагает, что слова и выражения известны собеседнику, а связи между ними очевидны. В случае неясности собеседник имеет право задать встречный вопрос о том, что означает то или иное слово или выражение, каким образом взаимосвязаны мысли. Однако в правильно построенном диалоге не допускается, чтобы встречный вопрос заменял ответ: нельзя отвечать вопросом на вопрос.

Требование ясности вопроса сочетается с требованием его конкретности. Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна. Скажем, вопрос: "Полезны ли лекарства?" неконкретен, потому что его постановку должны предварять знания о том, болен или здоров человек, о каких лекарствах и о каких болезнях идет речь, каков возраст человека, каковы его главные и сопутствующие заболевания и т.д. Для того чтобы вопрос ставился конкретно, нужно включить его в систему предпосылочного знания. Многие научные и политические дискуссии возникают из-за неконкретной постановки вопросов и сводятся к "спору о словах". Например, дискуссия на тему "Мыслит ли машина?" ведется десятилетиями из-за неопределенности основных понятий "машина" и "мышление", т.е. из-за неконкретной постановки вопроса.

Понятность вопроса — более широкое понятие, чем ясность. Понятность предполагает знание спрашивающим тезауруса отвечающего. Понятный вопрос должен вписываться в тезаурус того, кому он задан, и опытный собеседник умеет это делать. В построении алгоритмов такого "вписывания" большое значение имеет знание правил создания системы. Правильно поставленный вопрос не разрушает систему знания собеседника, а дополняет и углубляет се. Однако существуют вопросы, заданные с целью разрушить систему знания собеседника, так называемые вопросы "на засыпку". Они не всегда выполняют деструктивную функцию, а часто обнаруживают действительные пробелы и недостатки в системе знаний второго участника диалога. Тогда они конструктивны и способствуют совершенствованию системы знания, потому что указывают на изъяны ее концептуально-структурной сферы. Но иногда такие вопросы просто неправильно поставлены. В этом случае никакой конструктивной роли они не играют.

Требование информативности предполагает связь вопроса с новизной знания. Вопрос может сам содержать новизну. Чаще всего это структурная новизна, которая определяет направление развития мысли отвечающего. Вопрос как бы прогнозирует новизну ответа: в этом случае речь идет о субстратной новизне. Информативность вопроса развивает интерес к проблеме, содержит творческий потенциал. Следует избегать нудных, неинформативных вопросов, потому что на них даются столь же неинформативные ответы. Скажем, вопрос: "Хорошая сегодня погода, не правда ли?" является неинформативным, потому что сам содержит ответ.

Логические требования к вопросу дополняются психологическими. Вопрос не должен содержать "зла", предвзятости, недоброжелательности. Непозволительным является высокомерный, нравоучительный или пренебрежительный тон. Недопустима ситуация, при которой один из собеседников самоутверждается на фоне ответов другого, стараясь выглядеть в более выгодном свете, более компетентным, знающим, эрудированным. Особенно эти требования нельзя забывать при "жестких", агрессивных формах диалога: споре, дискуссии, диспуте, полемике.

Итак, подведем итог и перечислим правила, которые следует соблюдать при постановке вопросов.

1. Необходимо ставить вопросы корректно, т.е. правильно формулировать их по форме и содержанию.

2. В соответствии с вопросом следует предусмотреть альтернативные ответы (да или пет) на уточняющие вопросы.

3. Вопросы надо формулировать кратко и ясно. Слишком длинные, запутанные вопросы затрудняют их понимание и ответ на них.

4. Вопрос должен быть простым. Если вопрос сложный — разбейте его на простые.

5. В сложных разделительных вопросах необходимо перечислить все альтернативы.

6. При формулировке вопросов следует отличать их обычную постановку от риторической. Риторические вопросы являются суждениями. В них содержится утверждение или отрицание, обычные вопросы суждениями не являются.