Виды вопросов

1. По семантическому статусу вопросы можно подразделить на две группы:

1) правильно поставленные, или корректные, вопросы, предпосылка (базис) которых представляет собой истинное непротиворечивое знание;

2) неправильно поставленные, или некорректные,

вопросы – вопросы с ложными или противоречивым базисом.

Некорректные вопросы можно подразделить на следующие виды:

а) бессмысленные – содержащие выражения, смысл и значение которых неясны. Например: "Трансгенным или криострук– туриым является данный предмет?";

б) провокационные – имеющие в своей основе ложную предпосылку (базис). Например: "Платите ли вы налоги с взяток, которые берете по пятницам?";

в) тавтологичные – вопросы, ответ на которые уже содержится в предпосылке, в силу чего они не снижают познавательную неопределенность. Например: "Сколько лет длилась Семилетняя война?".

Если неправильно поставленный вопрос используется умышленно с целью запутать собеседника, то такой вопрос называется "улавливающим, или провокационным". Например: "Продолжаешь ли ты воровать у своей жены деньги?". Любой ответ па него – "да" и "нет" – приводит к признанию, что ты воровал у жены деньги.

2. По познавательной функции в процессе дискуссии вопросы бывают:

1) уточняющие (ли-вопросы) – вопросы, направленные на выявление истинности выраженного в нем суждения, уточнение имеющейся информации. Например: "Является ли экономист гуманитарием?";

2) восполняющие (что-вопросы) – вопросы, направленные на получение новой информации. Грамматическим признаком данных вопросов является наличие в них вопросительных слов "кто", "какие", "сколько", "что", "как", "почему" и др.

Восполняющие вопросы можно подразделить на следующие виды:

а) какой (кто), какие-вопросы. Например: "Какая кислота не содержит кислорода?", "Какие водные животные являются теплокровными?". В качестве ответов на данные вопросы мы должны назвать неизвестный предмет или ряд предметов некоторого класса: "Соляная кислота", "Киты и дельфины";

б) сколько-вопросы употребляются, когда нас интересуют количественные характеристики тех или иных явлений. Например: "Сколько человек проживает в городе Москве?", "Какова численность студентов МГУ?";

в) почему-вопрос – какова причина явления. Например: "Почему утро сменяет ночь?";

г) для чего-вопрос – какова цель данного действия. Например: "Какова цель восстановления храма Христа Спасителя в Москве?";

д) как-вопрос – каков механизм действия причины. Например: "Как происходит химическая реакция?".

3. По структуре вопросы могут быть разделены на простые и сложные:

1) простым называют вопрос, который не может быть расчленен на элементарные, т.е. не включающий в себя другие простые вопросы. Например: "Вы пойдете сегодня в театр?".

Простые вопросы делятся, в свою очередь, на условные и безусловные. Например: "Верно ли, что Москва была основана в 1147 году?" – простой безусловный вопрос; "Верно ли, что если студент сдаст все экзамены на "отлично", то получит повышенную стипендию?" – простой условный вопрос;

2) сложным называют вопрос, который может быть расчленен на ряд элементарных вопросов. Сложные вопросы делятся на следующие виды: конъюнктивные (соединительные), дизъюнктивные (разделительные) и смешанные. Например: "Кто является автором романа "Война и мир" и романа "Анна Каренина"?" – конъюнктивный сложный вопрос, "Вы сегодня идете в Большой театр или в Большой Московский цирк?" – дизъюнктивный сложный вопрос.

Как отмечено выше, вопросы вида "Если повышается производительность труда, влияет ли это на себестоимость продукции?" не относятся к сложным вопросам, так как их нельзя разбить на два самостоятельных вопроса. Это пример простого условного вопроса.

Виды сложных вопросов можно определить следующим образом:

а) конъюнктивные (соединительные) – это два или более простых вопроса, связанных союзом "и", схема: "Верно ли р и верно ли q?";

б) дизъюнктивные (разделительные) – это два и более простых вопроса, связанных союзом "или", схема: "Верно р или верно q?";

в) смешанные – это вопросы, представляющие собой объединение соединительных и разделительных вопросов, схема: "Верно ли р, или q, или и т.п.?".

4. По отношению к существу обсуждаемой темы вопросы разделяются на два типа:

1) вопрос по существу темы – это вопрос, прямо или косвенно связанный с обсуждаемой темой, ответ на который уточняет или дополняет исходную информацию;

2) вопрос не по существу темы – это вопрос, который не имеет непосредственного отношения к обсуждаемой теме.

Особое положение занимает так называемый риторический вопрос. Он, по сути дела, вопросом не является, а представляет собой суждение, которому придана грамматическая форма вопросительного предложения. Знание, на которое опирается риторический вопрос, не содержит неполноты или неопределенности, которые нуждались бы в устранении, спрашивающему не нужна дополнительная информация. Например, вопрос "Кто из нас не любит стихи А. С. Пушкина?!" вовсе не выражает стремление спрашивающего выяснить, кто из присутствующих не любит стихи Пушкина. Спрашивающий пользуется грамматической формой вопроса для высказывания утверждения: "Все мы любим стихи А. С. Пушкина".

Продуктивный внешний диалог в процессе ведения дискуссии также обеспечивают следующие вопросы, связанные с сущностью обсуждаемой темы.

Зеркальные вопросы – это повторение с вопросительной интонацией части утверждения, только что произнесенного собе

седником, чтобы заставить его увидеть свое утверждение с другой точки зрения. Преимущество "зеркального вопроса" заключается в том, что он не предполагает формирования защитной реакции собеседника, не провоцирует конфликт.

Контрольные вопросы – это вопросы, назначением которых является выяснение того, прислушивается ли еще к вам собеседник; понимает ли он то, о чем вы ему говорите, или только поддакивает. Наиболее простыми контрольными вопросами являются следующие:

– "А что вы думаете по этому поводу?".

– "Не находите ли вы, что данную проблему можно решить и другим способом?" и т.п.

По реакции собеседника на контрольные вопросы можно определить, следит ли он за процессом вашей аргументации. Если при ответе на контрольные вопросы вы выявите факт неприятия или непонимания собеседником вашей аргументации, то придется пересмотреть сущность аргументов и т.д.

Вопросы для ориентации – задаются с целью, чтобы установить, продолжает ли собеседник придерживаться высказанного ранее мнения или прежнего намерения. Простейшие вопросы этого типа можно построить следующим образом:

– "Каково ваше мнение по этому предложению?"

– "К каким выводам вы пришли в результате предыдущего выступления?" и т.д.

По содержанию ответов на эти вопросы вы должны сделать вывод, что именно понял ваш собеседник и готов ли он согласиться с вашей аргументацией.

Подтверждающие вопросы – их назначение найти взаимопонимание с собеседником. Например: "Согласны ли вы с предлагаемым вариантом решения?".

В любой диалог необходимо вкраплять подтверждающие вопросы и всегда стараться делать акцент на то, что вас объединяет с собеседником, а не разъединяет.

Переломные вопросы удерживают диалог в строго установленном направлении, не позволяя "уйти" от обсуждаемого тезиса или же позволяют поднять целый комплекс новых проблем, связанных с обсуждаемым тезисом. Если собеседник корректно и содержательно отвечает на такие вопросы, то ответы на них обычно позволяют выявить уязвимые места его аргументации.

Например: "Как вы представляете решение данной проблемы?", "Считаете ли вы, что нужно радикально изменить формулировку проблемы и как?" и др.

Вопросы для обдумывания вынуждают собеседника размышлять, тщательно обдумывать и комментировать то, что было сказано. Например: "Правильно ли я понял ваше высказывание о том, что...?", "Считаете ли вы, что...?".

Цель этих вопросов – создать атмосферу взаимопонимания, что позволяет достигнуть решений, которые устраивают всех участников диалога.

В результате этих вопросов:

– собеседники вынуждены обдумывать высказываемые положения аргументации;

– создается благоприятная атмосфера для аргументации на основе общего подхода к обсуждаемой теме;

– собеседникам предоставляется возможность внести коррективы в ранее высказанные аргументы.