Стадии производства по делам об административных правонарушениях

В соответствии с КоАП РФ в производстве по делам об административном производстве можно выделить следующие стадии:

1) возбуждение дела об административном правонарушении;

2) рассмотрение дела об административном правонарушении;

3) пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях |45. Разд. IV. Гл. 28-30). На каждой из стадий административного производства осуществляются вполне определенные процессуальные действия, что и придает стадиям своеобразие.

Возбуждение дела и административное расследование является начальной стадией административного производства по делу. Совершаемые на дайной стадии действия направлены на установление факта административного правонарушения и определение подведомственности дела. Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются: 1) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административном правонарушении, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения; 2) поступившие из правоохранительных органов, из других государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений материалы, которые содержат данные, указывающие на наличие события административного правонарушения; 3) сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Дело об административном правонарушении могут возбуждать должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях при наличии хотя бы одного из поводов и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Протокол об административном правонарушении является процессуальным документом, предположительно свидетельствующим о совершении административного правонарушения. Есть отдельные случаи, когда административное дело возбуждается, но протокол при этом не составляется. Так, без протокола возбуждает дело об административном правонарушении своим постановлением прокурор. Протокол не составляется и в тех случаях, когда на месте совершения физическим лицом административного правонарушения уполномоченное должностное лицо выносит постановление по делу, которым назначает административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа.

Закон установил требования к протоколу об административном правонарушении и его реквизиты. В нем указываются: дата и место составления протокола; должность, фамилия, имя и отчество лица, составившего протокол; сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении; фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если они имеются; место, время совершения и событие административного правонарушения; статья КоАП РФ или закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение; объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело; иные сведения, необходимые для разрешения дела.

При составлении протокола физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола об административном правонарушении в нем делается соответствующая запись. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении [45. Ст. 28.2].

Протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с КоАП РФ и иными нормативными правовыми актами, принятыми согласно КоАП РФ [45. Ст. 28.3; гл. 23].

Такое право предоставлено должностным лицам органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, в пределах компетенции соответствующего органа. Их могут составлять, например, должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий, в пределах компетенции соответствующего органа. Протоколы об административных правонарушениях вправе составлять члены избирательных комиссий и комиссий по проведению референдума, члены комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, инспекторы Счетной палаты РФ. Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ, составляются должностными лицами, уполномоченными соответствующими субъектами. Например, развернутый перечень должностных лиц, правомочных составлять протоколы по делам об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание, утвержден приказом МВД России от 2 июня 2005 г. № 444 [417].

Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения. Если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения. В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования.

Административное расследование допускается только при выявлении административных правонарушений в отраслях законодательства, перечисленных в КоАП РФ 145. Ст. 28.7, ч. 1]. К таким отраслям законодательства относятся: антимонопольное, патентное, о рекламе, об акционерных обществах, о рынке ценных бумаг и об инвестиционных фондах, о выборах и референдумах, о естественных монополиях, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, о налогах и сборах, о наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах, о защите прав потребителей, охране здоровья граждан, охране окружающей среды, авторском праве и смежных правах, таможенном деле, пожарной безопасности, дорожном движении и др.

Административное расследование проводится в случаях, когда после выявления видов правонарушений, перечисленных в ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ, осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат. Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным липом, уполномоченным в соответствии с КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения, а прокурором - в виде постановления. Такое решение выносится немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения.

Административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения. Срок проведения административного расследования не может превышать одного месяца с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен вышестоящим должностным лицом на срок не более одного месяца, а по делам о нарушении таможенных правил - начальником вышестоящего таможенного органа на срок до шести месяцев.

По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении. Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении направляется судье, органу, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело, в течение суток с момента составления протокола (вынесения постановления) [45. Ст. 28.8]. Протокол (постановление) об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, передается па рассмотрение судье немедленно после его составления.

При наличии хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении и предусмотренных КоАП РФ [45. Ст. 24.5], орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, выносят постановление о прекращении производства по делу.