Виды воображения

В психологии принято различать следующие виды воображения.

1. Активное воображение, направленное в будущее и представляющее собой процесс решения творческой или личностной задачи. При активном создании образов фантазии человек оперирует единицами конкретной информации в определенной области для создания новых оригинальных связей между ними.

2. Пассивное воображение, направленное на создание образов, отвечающих внутренним потребностям личности. Образы пассивного воображения ориентированы на сохранение и усиление положительных эмоций, вытеснение и снижение интенсивности отрицательных эмоций.

3. Воссоздающее воображение, т.е. процесс создания образов на основе описания, в частности, позволяет "видеть" картину при чтении художественного произведения, представить что-либо по описанию. Данный вид воображения крайне необходим инженерам, архитекторам, дизайнерам при чтении чертежей и схем.

4. Творческое воображение, участвующее в процессе самостоятельного создания человеком новых образов и идей, представляющих ценность для других людей и общества в целом. Образы творческого воображения создаются при помощи двух типов интеллектуальных операций: 1) операции, с помощью которых строятся идеальные образы, 2) операции, на основе которых перерабатывается готовая продукция. Антиципирующее воображение лежит в основе способности человека предвидеть результаты своей деятельности.

5. Преднамеренное пассивное воображение, возникающее, когда человек произвольно формирует образы ухода от действительности, – грезы. Создаваемый личностью ирреальный мир – попытка заменить несбывшиеся надежды, восполнить тяжелые утраты, ослабить психические травмы. Этот вид воображения свидетельствует о глубоком внутри- личностном конфликте.

6. Непреднамеренное пассивное воображение, возникающее при ослаблении сознания, психозах, дезорганизации психической деятельности, в полудремотном и сонном состоянии. Непреднамеренное (непроизвольное) воображение способствует возникновению образов при ослаблении сознательного контроля и наличии малоосознанных или неосознанных потребностей. Примером могут служить образы, возникающие в дремотном, сонном состоянии, сновидения, галлюцинации, грезы. Человек грезит, создавая свой идеальный мир, в котором ему уютно и комфортно. Это образы, не связанные с волей и поведением. Для образов сна характерны, во-первых, чувственная достоверность (когда человек видит сон, он искренне верит в то, что происходящее с ним – реальность); во-вторых, невероятная причудливость, необычность образов и связей между явлениями; в-третьих, очевидная связь с потребностями человека. Так, известный ученый Д. И. Менделеев увидел свою периодическую систему элементов во сне, поскольку постоянно думал об этом.

Воображение и психология творческого процесса

Научное творчество – это процесс создания новых научных понятий, теорий, концепций, практическая реализация которых обеспечивает существенное преобразование действительности в различных сферах. Важнейшим условием научного творчества является способность по-новому представить картину изучаемого явления, т.е. творческое воображение. Ученому воображение позволяет строить гипотезы, мысленно представлять и "проигрывать" научные эксперименты, искать и находить нетривиальные решения проблем. В психологии выделено четыре стадии процессов творчества: 1) подготовка (зарождение идеи); 2) созревание (концентрация, "стягивание" знаний, прямо или косвенно относящихся к данной проблеме, добывание недостающих сведений); 3) озарение (интуитивное схватывание искомого результата); 4) проверка.

Творческое воображение присутствует на всех этапах научного творчества:

а) на начальном этапе исследования – при определении рабочих гипотез, построении принципиальной (теоретической) схемы создаваемой конструкции, создании корректной методики проведения исследования;

б) на этапе сбора эмпирических данных – здесь образы воображения являются единственным средством отражения того нового, что начинает выступать в получаемых исследователем фактах в форме мысли-догадки;

в) на завершающем этапе научного исследования – здесь роль творческого воображения заключается в преобразовании имевшихся ранее у исследователя представлений об изучаемом явлении, формировании новых образов-представлений, в которых отражены наиболее существенные и глубинные связи между изучаемыми явлениями.

Воображение играет важную роль на ранних стадиях решения научной проблемы и нередко ведет к замечательным догадкам. Однако после того, как некоторые закономерности уже подмечены, угаданы и изучены в экспериментальных условиях, после того, как закон установлен и проверен практикой, а также связан с ранее открытыми положениями, познание целиком переходит на уровень теории, строгого научного мышления. Попытка фантазировать на данном этапе исследования может привести к ошибкам.

Творческому процессу препятствуют внутренние барьеры:

конформизм (от позднелат. conformis – подобный, сообразный) – желание быть похожим на другого. Люди опасаются высказывать оригинальные идеи, чтобы не выделяться среди других;

цензура – критика любой собственной идеи. Люди с жесткой внутренней цензурой предпочитают ждать естественного разрешения проблемы или пытаются переложить ответственное решение на кого-то другого;

ригидность – трудность переключения с одной стереотипной точки зрения на другую. Ригидность не позволяет совершенствовать готовые решения, "видеть" необычное в обычном, знакомом;

желание найти ответ немедленно. Было замечено, что наилучшие решения приходят во время "творческой паузы", когда человек дает себе возможность отвлечься от упорного "сидения" над проблемой.

Творческие личности – нонконформисты: они принимают требования окружающей среды лишь в той мере, в какой последние совпадают с их собственными позициями. Их представления о жизни, обществе, окружающем мире нестандартны; эти люди не находятся в плену идеологических догм. Интеллект творческих личностей синтетичен: они стремятся к установлению связей между самыми различными явлениями. Наряду с этим их мышление дивергентно (от лат. divergo – отклоняюсь): они стремятся увидеть самые разные сцепления одних и тех же вещей. На всю жизнь эта категория людей сохраняет почти детскую способность к удивлению и восхищению; они чувствительны, сензитивны ко всему необычному.

Творческая личность постоянно испытывает свои внутренние возможности, ее познания не статичны, а непрерывно рекомбинируются, приводят к новым результатам, дающим индивиду эмоциональное подкрепление для новых поисков, создания новых материальных и духовных ценностей. Ее психическая активность надсознательна, интуитивна.

Творчество связано со всеми свойствами личности и проявляется во всех его конкретных видах: научном, изобразительном, литературном и т.д. Полет фантазии в творческом процессе обеспечивается знаниями, подкрепляется способностями, стимулируется целеустремленностью, сопровождается эмоциональным тоном. В любом виде деятельности (в том числе в сфере политики, экономики, в быту) творческое воображение определяется не столько по тому, что может измыслить человек, не считаясь с реальными требованиями действительности, сколько по тому, как он умеет преобразовывать действительность, обремененную случайными, несущественными деталями.