Совместные предприятия

При этой форме кооперации финансовые организации основывают новую, самостоятельную в правовом отношении деловую единицу. Организации-учредители участвуют своим капиталом в новом предприятии. Кроме этого, они приносят свои технологические, предпринимательские и маркетинговые ноу-хау. Создание совместных предприятий характеризуется кооперацией и автономией.

Банки и страховые компании через свои новые совместные дочерние предприятия пытаются захватывать новые рынки. К примеру, в Индии иностранные финансовые производители услуг могут только тогда входить па рынок, если они находятся в кооперации с местным финансовым институтом.

Специфической формой кооперации различных институтов можно считать и франчайзинг, однако в сфере финансовых услуг он не получил заметного развития.

Франчайзинг подразумевает установленное договором между франчайзедателем (банк) и покупателем франшизы (как правило, предприятие, которое не относится к сфере финансовых услуг) использование продуктов, концепции, имиджа банка. Франчайзодатель предоставляет в распоряжение свое ноу-хау и опыт покупателю франшизы за определенное вознаграждение. Покупатель франшизы обязуется соблюдать рыночные правила и высококачественный стандарт продуктов банка. В то время как в розничной торговле франчайзинг приобрел достаточную степень популярности, в сфере услуг он еще только набирает обороты.

Многие эксперты оценивают франчайзинг как достаточно проблематичную форму для банковских услуг, так как покупатель франшизы предоставляет услуги от своего имени и за свой счет. Это трудно не только из-за имеющих правовых и надзорных требований, но и вследствие сомнений в серьезности намерений и профессионализме потенциального покупателя франшизы. Убедить клиента в том, что, к примеру, цветочный магазин может предлагать на высоком уровне не только ботанические изделия, но и финансовые услуги высокого качества, почти невозможно. Проблемы у покупателя франшизы стремительно сказались бы отрицательным образом на имидже банка-франчайзедателя. По этим причинам данная форма кооперации до сих пор не укоренилась в большинстве европейских стран.

Финансовые конгломераты

При их создании степень интеграции выше всего. При этом возможны два варианта формирования финансового конгломерата. Первый – создать недостающий компонент продукта в концерне (холдинге) путем основания соответствующей компании, которая будет поставщиком необходимого продукта для концерна (модель конгломерата при собственном основании). Второй вариант предусматривает установление контроля над поставщиком продукта, который в правовом отношении остается самостоятельным. Это может быть как собственное дочернее общество, так и приобретенная компания. В конгломерате они выступают как самостоятельные экономические единицы, находящиеся вместе с тем в сильной зависимости по отношению к материнской компании. На основе такой полной интеграции можно предлагать финансовые услуги из одних рук. В данном случае происходит как применение банковского опыта, так и использование ноу-хау поставщика, который работает в пользу клиента.

Очень существенную роль в этой модели играет обмен данными по клиентам. Благодаря полной интеграции IT-инфраструктур он относительно легко осуществим. Таким образом, возникают хорошие возможности контакта с клиентами со всех сторон, их консультирования и повышения в конечном счете объема продаж всех финансовых продуктов.

Несомненное преимущество этой модели состоит в том, что снижается волатильность (чувствительность) доходности собственного капитала. Это, в частности, происходит из-за того, что циклы рентабельности страховых компаний и банков происходят не параллельно. Таким образом, возникает дифференциация рисков и, как следствие, увеличение доходности. Однако в последнее время все в большей степени проявляются сильные корреляции между сферами деятельности обоих финансовых институтов, что убедительно показал финансовый кризис.

Преимущества формирования финансовых конгломератов на основе создания новой компании заключаются в большом влиянии банка на разработку продукта, лучшей идентификации банковских сотрудников с новыми продуктами, улучшении восприятия этих продуктов со стороны клиентов. Кроме того, возможно создание новых продуктов при полном обеспечении свободы действий, возрастают шансы по достижению устойчивых конкурентных преимуществ. Недостатки этой модели связаны с высокими инвестиционными затратами, производственными и персональными издержками, связанными с начальными затратами, а также с высоким риском принятия ошибочных решений.

Требования к банку, реализующему данную модель финансового конгломерата, таковы:

• необходимая капитальная база для создания новой компании;

• трансферт сотрудников (особенно руководящих работников) в новую структуру;

• четко отделимые сферы деятельности материнской и дочерней организации.

Преимущества формирования конгломерата путем установления контроля над поставщиком продукта состоят в том, что производственный аппарат функционален с самого начала, нет потери времени для создания собственной структуры, не нужны никакие инвестиционные затраты. Недостатки же этой модели заключаются в высоких затратах на интеграцию вследствие различных предпринимательских структур и трудностях с признанием со стороны клиентов и сотрудников.

Требования для данной модели конгломерата сводятся к установлению полного (100%) контроля над компанией и управление ею или по меньшей мере покупка контрольного пакета акций компании. При минимальном участии эта модель соответствует стратегическому союзу.

Помимо кооперации с кредитными и финансовыми организациями, банки кооперируются и с организациями нефинансового сектора.