Лекция 4. СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В СФЕРЕ ТРУДА

Социальным партнерством признается система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в липе уполномоченных в установленном порядке представителей.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей или их представителей, уполномоченных на представительство законодательством или работодателями, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Основными принципами социального партнерства являются:

• равноправие сторон;

• уважение и учет интересов сторон;

• заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;

• содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;

• соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

• полномочность представителей сторон;

• свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;

• добровольность принятия сторонами на себя обязательств;

• реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;

• обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;

• контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;

• ответственность сторон, их представителей за невыполнение по своей вине коллективных договоров, соглашений.

Система социального партнерства включает несколько уровней:

— федеральный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации;

— межрегиональный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах РФ;

— региональный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте РФ;

— отраслевой уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);

— территориальный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;

— локальный уровень организации, устанавливающий конкретные взаимные обязательства в сфере труда между работниками и работодателем.

Социальное партнерство осуществляется в формах:

— коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений;

— взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых нрав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

— участия работников, их представителей в управлении организацией и иных формах, определенных законом, учредительными документами организации, коллективным договором или локальным нормативным актом организации.

Представители работников имеют право получать от работодателя информацию по вопросам: реорганизации или ликвидации организации; введения технологических изменений, влекущих за собой изменение условий труда работников; профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников и т.д.; а также вносить по этим вопросам в органы управления организацией соответствующие предложения и участвовать в заседаниях указанных органов при их рассмотрении;

— участия представителей работников и работодателей в досудебном разрешении индивидуальных трудовых споров реализуется путем создания на паритетных началах комиссии по трудовым спорам (ст. 384-389 ТК).

При разрешении коллективных трудовых споров используется внесудебная примирительная процедура: стороны создают примирительные комиссии, участвуют в выборе посредника, в создании трудового арбитража, проводят переговоры по определению минимума необходимых работ (услуг), переговоры в ходе проведения забастовки (ст. 398,401-404 ТК).

Кроме указанных форм, учитывая сложившуюся практику, возможно создание на паритетных началах постоянно действующих совещательных, координационных органов, рассмотрение и учет работодателями и органами государственной власти предложений профсоюзных органов и т.д.