Социальная обстановка на территории аварийных ситуаций и стихийных бедствий

Для предотвращения дестабилизирующих факторов и исключения панических настроений и социальных взрывов, вызванных природными и техногенными воздействиями, органы местной и региональной власти должны быть готовы к управлению в экстремальных ситуациях.

Организацию и управление процессом предупреждения и ликвидации последствий стихийных бедствий и техногенных аварий и воздействий условно подразделяют на три основные группы мероприятий, выполнение которых обеспечивает сокращение совокупного ущерба: плановые мероприятия на длительную перспективу; предварительные мероприятия (до чрезвычайных ситуаций) и неотложные мероприятия (во время стихийного бедствия или техногенной аварии).

Плановые мероприятия должны осуществляться заранее, совместно с предварительными мероприятиями и в последующие годы с учетом перспектив развития событий в период чрезвычайных ситуаций, а по ряду вопросов - сразу с наступлением особых условий. Эти мероприятия имеют перспективный характер и обеспечивают планомерно-пропорциональное развитие района, города (поселка) на несколько лет. Основными мероприятиями являются:

- определение условий экстремальных ситуаций при ожидаемых природных и техногенных воздействиях на промышленную и гражданскую инфраструктуру на подведомственной территории;

- выявление потенциально опасных районов и участков с точки зрения надежности и безопасности зданий и сооружений, расположенных на этих территориях, установление особо опасных участков и основных источников вторичных воздействий;

- выявление и вывод отдельных промышленных предприятий за пределы опасных зон или за пределы города с учетом их специфики и баланса трудовых ресурсов;

- разработка перспективного комплексного плана социально-экономического развития района, города (поселка) с учетом возможных экстремальных ситуаций, а в случае происшедшего события - с учетом прогнозируемых фактических последствий;

- выполнение долгосрочных капитальных ремонтно-восстановительных работ и нового строительства;

- корректировка генплана города с учетом ожидаемых экстремальных событий, разработка плана очередности строительства, составление проектно-сметной документации на объекты перспективного строительства;

- снос разрушенных и непригодных строений, расчистка территорий под новое строительство, развитие материально-технической базы строительства и дорожного хозяйства, инженерная подготовка строительных площадок, организация и осуществление благоустройства территории.

Плановые перспективные мероприятия подготовляют и осуществляют до стихийного бедствия региональные органы управления и владельцы зданий и сооружений, прочность и надежность которых вызывает опасения, согласно инженерным обследованиям и проектным данным, а также анализа ожидаемых воздействий и последствий с учетом разработанных моделей возможных ситуаций и сценариев.

Нейтрализация последствий ЧС в районе бедствия

В зависимости от интенсивности природных и техногенных воздействий в районе бедствий могут быть различные последствия, которые зависят прежде всего от состояния строительных объектов и интенсивности воздействий. Для успешного реагирования на аварийные ситуации необходимо заблаговременно прогнозировать результаты ожидаемых событий, разрабатывать план ликвидации аварии и соответственно готовиться к их выполнению, чтобы максимально снизить отрицательное влияние аварий или катастроф на общественную и производственную жизнь населения.

Прежде всего администрации региона, руководителям предприятий и организаций необходимо разработать совместный план будущих действий, в котором должны быть определены функциональные обязанности административно-управленческого аппарата в период чрезвычайных ситуаций, и сформулировать особенности взаимодействия с населением и производственным персоналом. Следует определить местоположение штаба по ликвидации аварийных ситуаций, установить форму связи с его руководством и известить об этом ответственных лиц, намеченных к участию в восстановительных работах.

Для нейтрализации последствий слабых воздействий (план № 1) необходимо осуществить следующие организационно-технические мероприятия:

- подготовить список оперативных групп (с указанием старшего и его заместителей) для сбора информации о состоянии зданий и сооружений, о характере работы транспорта, электролиний, водопроводных и других коммуникаций;

- разработать план действия оперативных групп с указанием ответственных лиц за определенные виды работ в период экстремальных ситуаций;

- выдать оперативным группам необходимую документацию для работы в экстремальных ситуациях и памятки об их основных задачах и функциях с изложением порядка выполнения работ;

- определить форму взаимодействия с производственными предприятиями;

- подготовить заранее форму сводного отчета для составления оперативного доклада об ущербе и убытках, нанесенных району в результате чрезвычайных ситуаций;

- определить порядок действия местных и привлеченных органов МВД для наведения общественного порядка и исключения фактов возможного мародерства.

Для нейтрализации последствий сильных воздействий (план № 2) необходимо разработать следующие управленческие мероприятия в дополнение к плану № 1:

- определить производственные мощности строительных организаций, расположенных в районе предполагаемой чрезвычайной ситуации;

- установить источники поступления строительных материалов и конструкций для ремонтно-восстановительных работ в соответствии с ожидаемым ущербом;

- определить необходимость закупки ремонтно-восстановительного, строительно-монтажного оборудования и технических средств и их ориентировочную стоимость;

- подготовить резервы материальных и финансовых ресурсов для выполнения ремонтно-восстановительных работ, а также определить источники получения недостающих ресурсов;

- определить источники трудовых ресурсов для выполнения восстановительных работ;

- установить места общественного питания и временного проживания пострадавшего населения.