ОГЛАВЛЕНИЕ и специфика банковского менеджмента

Банковский менеджмент – это научная система управления коммерческим банком и банковским персоналом.

По сравнению с менеджментом в других сферах экономики банковский менеджмент обладает рядом существенных особенностей. В их числе:

– концентрация основного внимания на управлении финансовыми потоками и резервами;

– извлечение прибыли за счет использования преимущественно привлеченного капитала;

– высокий уровень конкуренции на банковских рынках;

– своеобразие банковского продукта;

– высокие риски банковских операций;

– внешнее регулирование и надзор со стороны центрального банка;

– высокий уровень информатизации.

Функциями банковского менеджмента являются:

– выбор долгосрочной стратегии банковской деятельности;

– координация целей, управляющих воздействий и действий всех элементов системы управления;

– организация технологического цикла банковской деятельности (формирование капитала, управление пассивами и активами и т.д.).

Для обеспечения высокой эффективности банковского менеджмента он должен строиться на следующих принципах.

– учет макроэкономических факторов и конъюнктуры финансового рынка;

– учет нормативных требований центрального банка;

– ориентация деятельности на рыночный спрос в отношении услуг кредитных организаций;

– оптимизация доходности и рисков банковских операций;

– сочетание принципов централизации и децентрализации в управлении.

Механизм банковского менеджмента состоит из ряда уровней, к которым относят:

– общий (стратегический) менеджмент;

– финансовый менеджмент;

– управление снабжением (логистику);

– управление производством и сбытом (маркетинг);

– кадровый менеджмент.

Стратегический менеджмент банка предполагает определение общей концепции развития банка, постановку целей и конкретных задач его деятельности, разработку мероприятий по реализации поставленных целей (банковской политики), формирование оптимальной организационной структуры банка.

Стратегический менеджмент опирается на сложную систему целей, элементами которой являются:

– предпринимательская философия;

– корпоративная миссия;

– стратегические цели;

– тактические цели.

Предпринимательская философия характеризует систему корпоративных ценностей банка, определяет наиболее общие цели его деятельности, к которым относятся;

– получение прибыли;

– удовлетворение потребностей клиентов;

– обеспечение надежности банка;

– содействие развитию экономики (поддержка реального сектора, социальной сферы, укрепление устойчивости денежного обращения);

– удовлетворение потребностей членов коллектива.

Корпоративная миссия (концепция развития банка)

определяет наиболее общие черты его деятельности:

– целевой рынок (широкий или узкий);

– характер ассортимента услуг (универсальный или специализированный);

– размер и охват банка (крупный, средний или мелкий; международный, национальный или региональный);

– стратегические преимущества (низкие издержки или дифференциация продукта).

Стратегические цели задают наиболее важные параметры развития банка в обозримом будущем (как правило, на период от трех до пяти лет):

– рост или снижение объема оказания отдельных услуг;

– динамику прибыли на активы и собственный капитал;

– изменение доходов от платных услуг и т.д.

Тактические цели имеют краткосрочный характер (до

одного года) с учетом текущей конкурентной ситуации. В них наиболее точно определяются желаемые рубежи – достижение намеченной величины прибыли или рентабельности, конкретных объемов сбыта или доли на рынке, темпов роста производства и сбыта и т.д.

Существует необходимость при постановке целей учитывать регулятивные нормы и экономические нормативы, принятые в России и за рубежом в целях предотвращения необоснованного риска. К ним относятся:

– уровень достаточности капитала, установленный Базельским соглашением, в размере не менее 8% активов, взвешенных с учетом риска;

– предельная доля кредитов в общей сумме активов – не более 65%;

– преимущественное обеспечение кредитов собственной депозитной базой;

– преимущественный рост прибыли за счет процентного и непроцентного дохода;

– норма ликвидности.

Условиями успешности банковской стратегии являются ее адекватность условиям внешней и внутренней среды банка и эффективные меры по реализации сформулированной стратегии.

Выделяют следующие фазы (этапы) стратегического планирования.

1) аналитическая фаза (сбор первичной и вторичной информации, анализ, наблюдение);

2) прогностическая фаза (составление прогнозов и сценариев);

3) фаза целеполагания (формулирование философии, миссии, стратегии);

4) фаза выработки мероприятий по реализации стратегии (банковской политики);

5) фаза реализации стратегии (тактика деятельности банка);

6) контрольная фаза (предварительный, текущий и последующий контроль; контроллинг).

Анализ и прогнозирование представляют собой предварительные фазы (этапы) стратегического планирования. Их проведение должно обеспечить выполнение первого условия успешности банковской стратегии – адекватности стратегии условиям среды.

Второе условие успешности стратегии – адекватные меры по реализации стратегии – обеспечивается в ходе осуществления банковской политики и тактики.

Банковская политика – это совокупность мероприятий по реализации банковской стратегии. Ее направления таковы:

– организационная политика;

– финансовая политика;

– товарная политика;

– ценовая политика;

– сбытовая политика;

– коммуникационная политика;

– кадровая политика;

– политика управления рисками;

– внешнеэкономическая политика.

Тактика банка включает в себя:

– определение организационной структуры банка, документальное закрепление названий всех подразделений банка с указанием их функций;

– подготовку инструктивных и методических разработок, регулирующих технологию совершения банковских операций и проведения аналитической работы;

– формирование процедур принятия решений, в том числе по кредитным сделкам, позволяющим минимизировать банковские риски;

– разработку требований к документации, представляемой клиентами в банк, а также банковской документации;

– разработку правил осуществления предварительного и последующего контроля в процессе оказания банковских услуг;

– разработку системы оплаты труда и принципов материального поощрения;

– определение критериев оценки качества труда персонала на разных участках деятельности.