Скорость сообщения и пунктуальность доставки

Высокая скорость не относится к числу главных достоинств морского транспорта. Резкое увеличение расхода топлива при увеличении хода заставляет ограничивать проектную скорость самых быстрых коммерческих судов — контейнеровозов — величиной 25—27 узлов (около 48 км/час) — при том, что военные корабли способны двигаться вдвое быстрее. В условиях послекризисного развития из-за стремления к снижению издержек на морском транспорте складывается новая норма — slow steaming (см. параграф 2.1) — которой соответствуют скорости 21 узел при движении по маршруту в наиболее загруженном направлении и 18 узлов (иногда — 15) — в менее загруженном.

Вместе с тем важнейшим достоинством линейных морских перевозок является высокая пунктуальность выполнения расписания. Средний процент выполненных по расписанию рейсов в мировом линейном судоходстве колеблется в районе от 65 до 70%, при этом лидеры рынка (Maersk, Hamburg Sud, Yang Ming) демонстрируют показатели точности доставки порядка 88—92%.

Средняя скорость сообщения для основной массы морских судов, выполняющих чартерные перевозки, составляет от 300 до 500 км в сутки.

Использование морских судов в качестве собственного транспорта широко применяется крупнейшими поставщиками массовых грузов в глобальных цепях поставок (нефть, уголь, зерно, удобрения) и транснациональными корпорациями с законченным циклом производства от сырья до готовой продукции (металлургия, автомобильная промышленность и т.д.), которые нуждаются в гарантированной регулярной транспортировке больших объемов грузов. Потребности таких пользователей не могут быть удовлетворены ни линейными сервисами, которые не приспособлены для перевозки массовых грузов, ни трамповым судоходством, которое не гарантирует нужного уровня регулярности. Поэтому крупные корпорации формируют флот, управляемый подконтрольными им судоходными компаниями. Такая форма использования флота носит названия индустриального или торгово-промышленного судоходства (industrial shipping). Индустриальный флот, как правило, на 30—40% состоит из собственных судов, которые удовлетворяют стабильные потребности в перевозках, а остальной тоннаж привлекается с рынка на условиях тайм-чартера или бербоут-чартера в объемах, зависящих от текущей потребности в перевозках.

Эффект масштаба

Услуги морского транспорта являются самыми дешевыми в расчете на единицу транспортной работы, при этом благодаря оптимальному выбору размера судна возможно достижение весьма значительного эффекта масштаба.

Для измерения грузоподъемности морских судов используется характеристика, называемая дедвейтом (deadweight, DW, DWT). Дедвейт представляет собой сумму всех переменных масс на судне — груза, топлива, припасов, экипажа и т.д. Взятая за вычетом рейсовых запасов, величина дедвейта определяет так называемую чистую грузоподъемность судна.

Размеры и дедвейт морских судов изменяются в очень широких пределах, что дает возможность доставки партий груза размером от нескольких десятков до нескольких сотен тысяч тонн. Фрахтовая ставка в расчете на одну тонну может при этом изменяться в разы. Так, для балкеров дедвейтом 40 тыс. т и 170 тыс. т. суммарные годовые расходы на одну тонну дедвейта могут составлять 80 тыс. долл. и 35 тыс. долл. соответственно, что отражается и на уровне фрахтовых ставок1.

Условия фрахтования судна для конкретной перевозки определяются не только размером судовой партии, но и характеристиками морских путей на маршруте (глубины, габариты судоходных каналов), возможностями портов, между которыми должна быть выполнена перевозка, а также пропускной способностью и текущим состоянием наземных транспортных коммуникаций, соединяющих эти порты с пунктами отправления и назначения груза.

На практике сложилась классификация транспортных судов в зависимости от их дедвейта (суда-контейнеровозы классифицируются по вместимости, измеряемой в TEU, — табл. 9.7).

Таблица 9.7. Основные типы морских транспортных судов в зависимости от их дедвейта