Система организации деятельности участников мирового страхового рынка

С учетом того что границы между видами финансовых институтов стираются и финансовый рынок превращается в экономическое пространство, на котором финансовые инструменты и услуги предлагают операторы различного типа (банки, финансовые посредники, инвестиционные фонды, страховые компании, пенсионные фонды и др.), задачи регулирования могут быть сформулированы следующим образом:

1) обеспечение макро- и микроэкономической стабильности;

2) обеспечение транспарентности рынка и тем самым защиты инвесторов;

3) поддержание и развитие конкуренции в финансовом секторе.

Регулирование деятельности страховых институтов сильно отличается по странам, практика которых обобщается в приемлемых вариантах надгосударственного регулирования, которое касается национальных вариантов регулирования, хотя некоторая гармонизация государственной политики была достигнута в соответствии с международными соглашениями.

В первом варианте в ЕС формирование интегрированного европейского финансового рынка и единой правовой системы, процессы финансовой либерализации и дерегулирования, давление директив Европейской комиссии привели к сочетанию различных институциональных подходов к регулированию (табл. 26.1).

Таблица 26.1

Органы регулирования банковского, инвестиционного и страхового секторов финансового рынка в Европейском союзе

Банковский сектор

Европейский банковский комитет (European Banking Committee)

Комитет европейских органов по надзору за банковской деятельностью (Committee of European Banking Supervisors)

Инвестиционный сектор

Комитет регулирующих работу с ценными бумагами органов (Committee of European Securities Regulators)

Европейский комитет по ценным бумагам (European Securities Committee)

Страховой сектор

Европейский комитет по страхованию и пенсионным программам (European Insurance and Occupational Pensions Committee)

Комитет европейских надзорных органов, регулирующих страховую деятельность и деятельность пенсионных фондов (Committee of European Insurance and Occupational Pensions Supervisors)

Второй вариант разработки системы – внедрение региональной структуры регулирования. Особого внимания заслуживает рассмотрение регулирования в рамках вновь организованной структуры, для которой предусмотрен лишь один уровень надзорно-регулирующих органов – мегарегулятор, единый орган, регулирующий все сектора финансового рынка. Переход на организационную структуру мегарегулятора наблюдается во многих мировых регионах. Первой в данном вопросе стала Норвегия, где была создана Комиссия по банкам, страхованию и ценным бумагам. За ней последовали Канада, Дания, Швеция, Великобритания, Япония, Корея, Исландия, Сингапур. Сегодня более чем в 40 странах в той или иной форме появились единые контролирующие органы (табл. 26.2.).

Таблица 26.2

Страны, являющиеся членами IOSCO (Международной ассоциации регуляторов рынка ценных бумаг), в которых действуют мегарегуляторы

Страна

Название мегарегулятора

Год создания

Австрия

Financial Market Authority

2002

Бахрейн

Bahrain Monetary Agency

1973

Бермуды

The Bermuda Monetary Authority

1969

Бельгия

Commission bancaire et financier

1990

Великобритания

Financial Sendees Authority

2001

Венгрия

Financial Supervisory Authority

2000

Германия

Federal Financial Supervisory Authority, Bundesanstalt fur

2002

Гонконг

The Hong Kong Monetary Authority

1993

Корея

Financial Supervisory Commission

1999

Литва

Financial and Capital Market Commission

1997

Нидерланды

The Netherlands Authority for the Financial Market

2002

Саудовская Аравия

Saudi Arabian Monetary Agency (SAMA)

1952

Словакия

Financial Market Authority

2002

Сингапур

Monetary Authority of Singapore

1970

Финляндия

Financial Supervision Authority (FSA) – Finansin-spektionens

1997

Эстония

Finantspektioon (Financial Supervision Authority)

2001

ЮАР

Financial Service Board

н/д

Япония

Financial Services Agency

н/д

При функциональном регулировании финансовых рынков за каждый его сегмент ответственны регуляторы данного сегмента: банковский – регулируется банковским надзором, страховые компании – страховым надзором, и т.д. Наиболее характерным примером может служить страховой рынок США, где финансовые сегменты и их регулирование максимально разрозненны. Особое значение при таком методе регулирования рынка приобретают саморегулируемые организации, являющиеся полноправными игроками рынка.

В свою очередь функционального регулирования придерживаются такие страны, как Швейцария, Италия и др. В Китае страховой регулятор также организован по функциональному признаку. Сложились и промежуточные варианты, например, с лидирующим функциональным регулятором. Такими примерами могут служить Япония и Ирландия.