Сбалансированность бюджетов

В процессе составления, утверждения и исполнения бюджет должен быть сбалансированным по доходам и расходам. Сбалансированность является основным принципом бюджетной системы РФ.

Превышение расходов над доходами называется дефицитом бюджета, превышение доходов над расходами - профицитом бюджета.

Бюджетный дефицит не относится к числу финансовых явлений, носящих чрезвычайный характер. В экономической теории отношение к нему разное, и его нельзя считать абсолютным злом или абсолютным благом, многое зависит от причин его возникновения, источников покрытия. Пределы бюджетного дефицита зависят от экономической ситуации в стране.

Известный английский экономист Дж. Кейнс и его последователи в целях взбадривания экономического роста и обеспечения полной занятости рекомендовали проводить политику дефицитного финансирования, которая представляет собой способ государственного регулирования экономики. По их мнению, любое увеличение государственных расходов (в том числе военных) дает мультиплицирующий толчок экономическому росту в условиях присущей рыночной экономической недогрузке производственных мощностей и резервной армии груда.

Бюджетный дефицит явление объективное, а не случайное, оно порождается циклическими процессами в развитии экономик многих стран и целым рядом других причин.

Причинами его образования могут выступать:

o рост государственных расходов в связи со структурной перестройкой экономики и увеличения инвестиций:

o чрезвычайные обстоятельства (стихийные бедствия, войны и т.п.), вызывающие рост непредвиденных расходов на их покрытие;

o кризисные явления в экономике, развал и неэффективность финансовой системы.

Минимизация дефицита бюджета достигается разными методами: одни используются при формировании бюджета, другие при его исполнении.

К методам, широко используемым в практике бюджетного планирования, относятся: лимитирование бюджетных расходов, совершенствование механизма распределения бюджетных доходов, выявление и мобилизация резервов роста бюджетных доходов, построение эффективной системы бюджетного регулирования и оказания финансовой помощи в сфере межбюджетных отношений, сокращение масштабов государственного сектора экономики, жесткая экономия расходов путем исключения из них лишних затрат, использование наиболее эффективных форм бюджетных заимствований.

Входе исполнения бюджета минимизация размера дефицита достигается с помощью: введения процедуры санкционирования бюджетных расходов, строгого соблюдения установленных лимитов бюджетных обязательств, определения оптимальных сроков осуществления расходов, использования механизма сокращения и блокировки расходов бюджета, мобилизации резервов роста бюджетных доходов, последовательного проведения финансового контроля за целевым и эффективным использованием бюджетных средств, оказания финансовой помощи другим бюджетам.

Дефицит федерального бюджета в разные годы в России составлял (в % ВВП):

1996 г.-6,8;

1997 г.-5,4;

1998 г.-4,6;

1999 г.-2,54;

2000 г. - 1,08.

В 2001 г. бюджет был принят без дефицита, а бюджеты 2002-2008 гг. - с профицитом.

Обычно в случае принятия бюджета на очередной финансовый годе дефицитом законом (решением) об этом бюджете утверждаются источники финансирования дефицита бюджета.

В случае принятия бюджета на очередной финансовый год без дефицита соответствующим законом (решением) о бюджете может быть предусмотрено привлечение средств из источников финансирования дефицита бюджета для финансирования расходов бюджета в пределах расходов на погашение долга.

Источники финансирования дефицита бюджета утверждаются органами законодательной (представительной) власти в законе (решении) о бюджете на очередной финансовый год по основным видам привлеченных средств.

Кредиты Банка России, а также приобретение Банком России государственных ценных бумаг субъектов РФ, муниципальных ценных бумаг при их размещении не могут быть источниками финансирования дефицита бюджета.

Средства, получаемые от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной собственности, подлежат зачислению соответственно в федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты по нормативу 100%.

Средства, получаемые от реализации государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, подлежат зачислению в федеральный бюджет по нормативу 100%.

Утвержденный федеральным законом общий объем источников финансирования дефицита федерального бюджета, не связанных с использованием средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, не может превышать 1 % прогнозируемого валового внутреннего продукта, указанного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Выделяют внутренние и внешние источники финансирования дефицита бюджета.

Источниками внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета являются:

o разница между средствами, поступившими от размещения государственных ценных бумаг РФ, номинальная стоимость которых указана в валюте РФ, и средствами, направленными на их погашение;

o разница между полученными и погашенными РФ в валюте РФ бюджетными кредитами, предоставленными федеральному бюджету другими бюджетами бюджетной системы РФ;

o разница между полученными и погашенными РФ в валюте РФ кредитами кредитных организаций;

o разница между полученными и погашенными РФ в валюте РФ кредитами международных финансовых организаций;

o изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета в течение соответствующего финансового года и иные источники.

Источниками внешнего финансирования дефицита федерального бюджета являются:

o разница между средствами, поступившими от размещения государственных займов, которые осуществляются путем выпуска государственных ценных бумаг от имени РФ и номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, и средствами, направленными на их погашение;

o разница между полученными и погашенными РФ в иностранной валюте кредитами иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), с учетом средств, перечисленных из федерального бюджета российским поставщикам товаров и (или) услуг на экспорт в счет погашения государственного внешнего долга РФ, международных финансовых организаций, иных субъектов международного права и иностранных юридических лиц;

o разница между полученными и погашенными РФ в иностранной валюте кредитами кредитных организаций и иные источники.

Иные остатки средств федерального бюджета на начало текущею финансового года могут быть использованы:

o на осуществление выплат, сокращающих долговые обязательства;

o сокращение заимствований.

В состав источников внутреннего финансирования дефицита бюджета субъекта РФ включаются:

o разница между средствами, поступившими от размещения государственных ценных бумаг субъекта РФ, номинальная стоимость которых указана в валюте РФ, и средствами, направленными на их погашение;

o разница между полученными и погашенными субъектом РФ в валюте РФ кредитами кредитных организаций;

o разница между полученными и погашенными субъектом РФ в валюте РФ бюджетными кредитами, предоставленными бюджету субъекта РФ другими бюджетами;

o разница между полученными и погашенными субъектом РФ в иностранной валюте бюджетными кредитами, предоставленными РФ в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований);

o разница между полученными и погашенными субъектом РФ в валюте РФ кредитами международных финансовых организаций;

o изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта РФ в течение соответствующего финансового года и иные источники.

В состав источников внешнего финансирования дефицита бюджета субъекта РФ включаются:

o разница между средствами, поступившими от размещения государственных ценных бумаг субъекта РФ, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, и средствами, направленными на их погашение;

o разница между полученными и погашенными субъектом РФ кредитами иностранных банков в иностранной валюте и иные источники.

Остатки средств бюджета субъекта РФ на начало текущего финансового года в объеме, определяемом законом субъекта РФ, могут направляться в текущем финансовом году на покрытие временных кассовых разрывов.

В состав источников внутреннего финансирования дефицита местного бюджета включаются:

o разница между средствами, поступившими от размещения муниципальных ценных бумаг, номинальная стоимость которых указана в валюте РФ, и средствами, направленными на их погашение;

o разница между полученными и погашенными муниципальным образованием кредитами кредитных организаций в валюте РФ;

o разница между полученными и погашенными муниципальным образованием в валюте РФ бюджетными кредитами, предоставленными местному бюджету другими бюджетами;

o разница между полученными в иностранной валюте от РФ и погашенными муниципальным образованием бюджетными кредитами, предоставленными в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований);

o изменение остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета в течение соответствующего финансового года и иные источники.

Согласно ст. 96 БК РФ остатки средств местного бюджета на начало текущего финансового года в объеме, определяемом правовым актом представительного органа муниципального образования, могут направляться в текущем финансовом году на покрытие временных кассовых разрывов.

Б К РФ установлен дефицит федерального бюджета, утвержденный федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, который не может превышать размер ненефтегазового дефицита федерального бюджета. Ненефтегазовый дефицит федерального бюджета представляет собой разницу между объемом доходов федерального бюджета без учета нефтегазовых доходов федерального бюджета и доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния и общим объемом расходов федерального бюджета в соответствующем финансовом году.

Размер дефицита бюджета субъекта РФ не может превышать 15% объема доходов бюджета субъекта РФ без учета объема безвозмездных поступлений.

Размер дефицита местного бюджета не может превышать 10% объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

Превышение поданным годового отчета об исполнении соответствующего бюджета установленных ограничений является нарушением бюджетного законодательства РФ и влечет применение мер наказания.

Если в процессе исполнения бюджета обнаруживается превышение доходов над его расходами, то сокращение профицита бюджета осуществляется за счет:

o сокращения привлеченных доходов от продажи государственной или муниципальной собственности;

o направления бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств;

o увеличения расходов бюджета, в том числе за счет передачи части доходов бюджетам других уровней.

Если вышеперечисленные меры осуществлять нецелесообразно, следует сократить налоговые доходы бюджета путем внесения изменений и дополнений в налоговое законодательство РФ.

С 2003 по 2007 г. в России формировался Стабилизационный фонд, представляющий собой часть средств федерального бюджета, образующуюся за счет превышения цены на нефть над базовой ценой на нефть, подлежавший обособленному учету, управлению и использованию в целях обеспечения сбалансированности федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой.

Управление средствами Стабилизационного фонда осуществлялось Минфином России в порядке, определяемом Правительством РФ и Банком России.

Средства Стабилизационного фонда размещались в долговые обязательства иностранных государств, перечень которых утверждался Правительством РФ.

Операции со средствами Стабилизационного фонда отражались на отдельных счетах Федерального казначейства.

Правительство РФ направляло ежеквартальные и годовые отчеты в Государственную Думу и Совет Федерации о поступлении средств в Стабилизационный фонд, их размещении и использовании в составе отчетности об исполнении федерального бюджета.

Минфин России ежемесячно публиковал сведения об остатках средств Стабилизационного фонда на начало отчетного месяца, объеме поступлений средств в этот фонд и его использовании в отчетном месяце.

С 1 января 2008 г. нефтегазовые доходы федерального бюджета используются для финансового обеспечения нефтегазового трансферта и для формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.

К нефтегазовым доходам федерального бюджета относятся доходы федерального бюджета от уплаты: налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья, газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья); вывозных таможенных пошлин на нефть сырую; вывозных таможенных пошлин на газ природный; вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти.

Резервный фонд является частью средств федерального бюджета. Фонд призван обеспечивать выполнение государством своих расходных обязательств в случае снижения поступлений нефтегазовых доходов в федеральный бюджет. Он способствует стабильности экономического развития страны, уменьшая инфляционное давление и снижая зависимость национальной экономики от колебаний поступлений от экспорта невозобновляемых природных ресурсов, и фактически заменил собой Стабилизационный фонд РФ. В отличие от Стабилизационного фонда РФ помимо доходов федерального бюджета от добычи и экспорта нефти источниками формирования Резервного фонда также являются доходы федерального бюджета от добычи и экспорта газа.

Разница между объемом доходов федерального бюджета без учета нефтегазовых доходов и доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния и общим объемом расходов федерального бюджета в соответствующем финансовом году представляет собой не нефтегазовый дефицит федерального бюджета. Он не может превышать 4,7% прогнозируемого в соответствующем финансовом году ВВП и финансируется за счет нефтегазового трансферта и источников финансирования дефицита федерального бюджета.

Нефтегазовый трансферт - это часть средств федерального бюджета, используемых для финансирования ненефтегазового дефицита федерального бюджета за счет нефтегазовых доходов федерального бюджета и средств Резервного фонда. Его величина на финансовый год утверждается законом о федеральном бюджете в абсолютном размере, исчисленном как 3,7% прогнозируемого объема ВВП.

До 1 января 2011 г. объем нефтегазового трансферта утверждался федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в размере, не превышающем:

- в 2008 г. - 6,1 % прогнозируемого на 2008 г. объема ВВП;

- в 2009 г. - 5,5% прогнозируемого на 2009 г. объема ВВП;

- в 2010 г. -4,5% прогнозируемого на 2010 г. объема ВВП. Резервный фонд - это часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях осуществления нефтегазового трансферта в случае недостаточности нефтегазовых доходов для финансового обеспечения указанного трансферта.

Величина Резервного фонда в абсолютном размере устанавливается исходя из 10% прогнозируемого на соответствующий финансовый год объема ВВП. Он формируется за счет:

o нефтегазовых доходов федерального бюджета в объеме, превышающем утвержденную на соответствующий финансовый год величину нефтегазового трансферта при условии, что накопленный объем Резервного фонда не превышает его нормативной величины;

o доходов от управления средствами Резервного фонда.

В случае недостаточности нефтегазовых доходов для формирования нефтегазового трансферта в размере утверждается предельный объем использования средств Резервного фонда для финансового обеспечения указанного трансферта. Предусмотрено использование средств Резервного фонда на досрочное погашение государственного внешнего долга РФ.

Согласно ст. 96.9 БК РФ Минфин России в ходе исполнения федерального бюджета вправе использовать средства Резервного фонда на финансовое обеспечение нефтегазового трансферта в случае недостаточности для его осуществления фактически поступивших в отчетном периоде текущего финансового года нефтегазовых доходов федерального бюджета.

Фонд национального благосостояния - это часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан РФ, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда РФ.

Фонд национального благосостояния формируется за счет:

o нефтегазовых доходов федерального бюджета в объеме, превышающем утвержденный на соответствующий финансовый год объем нефтегазового трансферта, в случае, если накопленный объем средств Резервного фонда достигает (превышает) его нормативную величину;

o доходов от управления средствами Фонда национального благосостояния.

Управление средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния осуществляется Минфином России в порядке, установленном Правительством РФ. Отдельные полномочия по управлению средствами Резервного фонда могут осуществляться Банком России, Фонда национального благосостояния - Банком России и специализированными финансовыми организациями в соответствии с договорами, заключаемыми Минфином России в порядке, установленном Правительством РФ.

Целями управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния являются обеспечение сохранности средств указанных фондов и стабильного уровня доходов от их размещения в долгосрочной перспективе. Управление средствами Резервного фонда может осуществляться следующими способами:

1) путем приобретения за счет средств фонда иностранной валюты и ее размещения на счетах по учету средств Резервного фонда в иностранной валюте (долларах США, евро, фунтах стерлингов) в Банке России. За пользование денежными средствами на указанных счетах Банк России уплачивает проценты, установленные договором банковского счета;

2) путем размещения средств фонда в иностранную валюту и финансовые активы, номинированные в иностранной валюте, перечень которых определен законодательством РФ.

Управление средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния в целях обеспечения стабильною уровня доходов от их размещения в долгосрочной перспективе допускает возможность получения отрицательных финансовых результатов в краткосрочном периоде.

Средства Резервного фонда и Фонда национального благосостояния могут размещаться в иностранную валюту и следующие виды финансовых активов, номинированных в иностранной валюте:

o долговые обязательства иностранных государств, иностранных государственных агентств и центральных банков;

o долговые обязательства международных финансовых организаций, в том числе оформленные ценными бумагами;

o депозиты и остатки на банковских счетах в иностранных банках и кредитных организациях;

o депозиты и остатки па банковских счетах в Банке России. Дополнительно средства Фонда национального благосостояния могут размешаться:

o в долговые обязательства и акции юридических лиц;

o паи (доли участия) инвестиционных фондов.

Средства Фонда национального благосостояния могут передаваться в доверительное управление специализированным финансовым организациям. Учредителем доверительного управления средствами Фонда национального благосостояния является РФ. В правоотношениях в связи с учреждением доверительного управления средствами Фонда национального благосостояния от имени РФ выступает Минфин России.

Средства нефтегазовых доходов федерального бюджета, Резервного фонда и Фонда национального благосостояния учитываются на отдельных счетах по учету средств федерального бюджета, открытых Федеральному казначейству в Банке России.

В Резервный фонд и Фонд национального благосостояния в срок до I февраля текущего финансового года зачисляются остатки средств федерального бюджета на начало текущего финансового года, соответствующие объему поступлений нефтегазовых доходов в декабре отчетного финансового года:

o в Резервный фонд - в объеме, не превышающем разницы между нормативной величиной Резервного фонда в отчетном финансовом году и его накопленным объемом на конец отчетного финансового года;

o в Фонд национального благосостояния - в объеме указанных остатков, уменьшенных на сумму перечислений в Резервный фонд.

Расчеты и перечисления нефтегазовых доходов федерального бюджета, средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния осуществляются Минфином России. Учет операций с ними осуществляется в порядке, установленном для учета операций со средствами федерального бюджета, и отражается в отчете об исполнении федерального бюджета.

Согласно гл. 13.1 БКРФ Минфин России ежемесячно должен публиковать сведения о поступлении и использовании нефтегазовых доходов федерального бюджета, величине активов Резервного фонда и Фонда национального благосостояния на начало отчетного месяца, зачисления средств в указанные фонды, их размещении и использовании в отчетном месяце (табл. 5.1,5.2).

Таблица 5.1. Сведения о движении средств по счету Федерального казначейства в Банке России по учету средств Резервного фонда за 2011 г., руб.

Таблица 5.2. Сведения о движении средств по счету Федерального казначейства в Банке России по учету средств Фонда национального благосостояния за 2011 г., руб.