Саморегулируемые организации

Как показывает мировая практика развития финансовых рынков, наличие саморегулируемых организаций в структуре управления рынками свидетельствует о достаточно высокой степени его организации (США, Великобритания). Саморегулируемые организации, с одной стороны, повышают эффективность системы регулирования финансового рынка и контроль деятельности профессиональных участников, с другой - их наличие существенно снижает расходы государства на регулирование финансовых рынков.

Саморегулируемыми организациями в мировой практике признаются предпринимательские ассоциации, добровольные объединения, устанавливающие для своих членов формальные правила в ведении бизнеса. Как правило, в каждой стране это несколько ассоциаций инвестиционных институтов, действующих в национальном масштабе и признанных в этом качестве государством как основные представители профессионального сообщества в финансовой сфере. В случае такого признания государство передает часть своих полномочий по надзору и регулированию рынка с тем, чтобы профессиональные операторы сами устанавливали для себя правила игры и осуществляли контроль за их исполнением, имея в виду, что этот контроль (по объему и качеству) значительно результативнее, чем надзорная деятельность государства. В ряде стран (например, Великобритания) рынок в большей мере саморегулируется, чем находится под контролирующим воздействием государства. И наоборот, в ряде стран модели регулирования финансовых рынков предполагают жесткость государственных предписаний и значительно меньшую активность профессиональных участников в установлении и контроле правил на рынке. Вместе с тем саморегуляция - это не только выработка общих правил игры или защита интересов участников, это еще часто обособленный рынок, доступ на который огражден требованиями к профессионализму и этике, объемам торговли и капитала, их финансовому здоровью и т.д. Создание саморегулируемой организации - часто еще и торговое соглашение, например, по законодательству США фондовая биржа также считается саморегулируемой организацией, тем более она выполняет функции совместного установления профессионалами правил игры и контроля за их выполнением. К основным признакам саморегулируемой организации относятся:

o добровольное объединение;

oчленство только для профессиональных участников финансового рынка;

o обязательное наличие уставных функций по саморегулированию деятельности участников объединения и установлению формальных правил ведения бизнеса;

o получение от государства части его полномочий по регулированию деятельности на финансовом рынке.

Следует отметить, что в российском законодательстве статус саморегулируемых организаций определен с момента принятия федерального закона о рынке цепных бумаг. По российским правовым нормам саморегулируемые организации могут принимать форму ассоциаций, профессиональных союзов, профессиональных некоммерческих организаций. Их функции состоят в следующем:

o саморегулирование деятельности участников на финансовом рынке;

o поддержание высоких профессиональных стандартов и подготовка персонала;

o развитие инфраструктуры финансового рынка;

o проведение совместных научных разработок;

o коллективное предпринимательство в сфере своих интересов и защита интересов инвесторов.

Российская саморегулируемая организация

Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР) учреждена в ноябре 1995 г. компаниями - профессиональными участниками фондового рынка из различных регионов России. На учредительном съезде НАУФОР эти компании заявили о создании общероссийской ассоциации, наиболее важными целями которой были: обеспечение условий профессиональной деятельности участников фондового рынка России; выработка и контроль за соблюдением стандартов профессиональной этики на этом рынке; защита интересов инвесторов; установление правил и стандартов проведения операций с ценными бумагами; разработка программ обучения и повышения профессионального уровня членов ассоциации и иных участников рынка цепных бумаг.