Виды управленческих решений

Термин "управленческое решение" используется в теории государственного управления для обозначения всех управленческих актов социальных субъектов. Однако, руководствуясь учебно-познавательными целями, управленческие решения можно классифицировать по различным основаниям (признакам, критериям).

По сущности, т.е. целенаправленности, социальной значимости, масштабу управляющего воздействия на общество, его различные сферы решения можно охарактеризовать как политические (политико-управленческие) и административные (административно-управленческие).

Политические решения - определяющие развитие основных сфер общественной жизни, имеющие общую социальную значимость. Они имеют следующие признаки: общезначимы, касаются судеб, интересов многих людей; в процессе их подготовки участвуют не всегда единомышленники, но и оппоненты, имеющие несхожие цели, исповедующие различные ценности, обладающие разной силой влияния; они всегда коллективны; направлены на гармонизацию (сближение) ценностей, задач, целей и средств; основываются на обсуждении различных альтернатив, с которыми отождествляют себя конкурирующие группы; в итоге свидетельствуют о реальном распределении власти, влиянии и силы групп, участвующих в принятии политических решений.

Правом и обязанностью принимать политико-управленческие решения наделены представительные органы в рамках своей компетенции, а также правительство и министерства как политико-административные органы исполнительной власти. Однако эти решения различаются по их юридической силе, субъектам принятия, срокам действия, степени обязательности исполнения (нормативности) и т.д. Соответственно выделяются различные виды политико-управленческих решений.

Политические решения можно различать по методу (модели) принятия решения, характеру процесса выбора альтернативных вариантов (проектов): демократические, когда выбор осуществляется согласно мнению большинства, при этом в процесс подготовки решения вовлекаются различные социально-политические силы: консенсусные, когда выбор делается на основе достигнутого согласия; компромиссные, когда выбор осуществляется с учетом определенного сочетания интересов отдельных социальных слоев, включая группы интересов и давления (лобби).

Административные (административно-управленческие) решения определяют способы непосредственного (прямого) оперативного воздействия на управляемый объект. Они основаны на полномочиях, праве руководителя, авторитете власти субъекта управления, на принципе обязательного и точного их выполнения подчиненными. Они имеют свое функциональное назначение, не противоречат политическим решениям, скорее дополняют их, ибо всякий административный акт (директива, приказ, распоряжение и пр.) - подзаконный и выступает комплексным проявлением практического использования закономерностей развития объекта управления в сочетании с умением руководителей пользоваться предоставляемыми полномочиями в становлении, функционировании и развитии субъектно-объектных отношений. Научное административное решение не имеет ничего общего с обюрокраченным администрированием, с субъективизмом и волюнтаризмом, нарушением прав и свобод человека.

Административно-управленческие решения целесообразно разделить на две группы. К первой относятся связанные только с организацией работы непосредственно в аппаратах органов государственного управления. Это так называемые внутриорганизационные решения. Они могут быть направлены на улучшение планирования, контроля, профессиональной подготовки кадров и т.д. Вторую группу составляют управленческие решения, обеспечивающие взаимодействие с внешней средой, определяющие основные направления государственной управленческой деятельности. Такие решения условно можно назвать внешними, публичными. Именно они чаще всего дополняют политическое ОГЛАВЛЕНИЕ, принимаются во имя их исполнения.

По основаниям принятия административно-управленческие решения также подразделяются на две группы. Одна группа включает решения, принимаемые во исполнение установлений вышестоящих субъектов управления, - исполнительные решения; другая содержит решения, принимаемые по собственной инициативе субъекта управления на основе выявленных им проблем и самостоятельной постановки задач по их преодолению. Конечно, данное разделение весьма условно. При направлении в подчиненные органы распоряжений общего характера вышестоящий субъект управления не всегда может учесть особенности местных условий. Это предполагает необходимость проявления инициативы со стороны исполнителя. Как правило, решения вышестоящих органов имеют большую юридическую силу и указывают ориентиры стратегического, установочного характера. Преобладание же инициативных, самостоятельных решений является непременным условием демократизации управления.

Критерием для классификации управленческих решений является масштабность выполняемых посредством этих решений задач. В данном случае решения могут быть подразделены на стратегические (ориентирующие, установочные), тактические (частные, оперативные), ситуационные.

Стратегическое решение соответствует значимым социальным потребностям и регламентирует деятельность социальных субъектов в течение длительного периода. Их подготовка и принятие - дело высшего руководства. Это, в частности, нормативные директивы, перспективные планы работы государственных органов и т.д. В силу своего характера стратегическое решение вызывает последствия, проявляющиеся не только в близком будущем, но и в отдаленной перспективе. Его осуществление может поднять государственную управленческую систему на новый, более высокий, уровень развития, но может, наоборот, деформировать ее, привести к тяжким и даже фатальным последствиям. Самый существенный момент стратегии (как науки и искусства руководить развитием общества, общественными отношениями и процессами) - способствовать достижению более высокого уровня качества жизни людей.

Развитие социальных систем имеет вероятностный характер. Даже самый совершенный прогноз не в состоянии однозначно предвидеть конкретный ход событий. Именно это обстоятельство обусловливает необходимость тактических решений, принимаемых в русле единой стратегии. Оперативные решения направлены на выполнение неотложных задач повседневного управления силами и средствами управляющей системы. В эту группу входят, например решения, связанные с организацией выполнения комплексных программ, других решений вышестоящих органов или собственной организации, с регламентированием управленческих процессов предварительно заданными параметрами, коррекцией управленческого процесса в случае необходимости (в соответствии с изменениями в ситуации, достигнутым уровнем решения вопроса, а также с учетом ресурсов).

В условиях риска (вероятностной определенности) и в условиях неопределенности акцент делается на конкретное ситуационное решение - это, как правило, способ управления непрограммируемой, неструктурированной, непредсказуемой средой, когда требуется быстрое реагирование. При этом может использоваться так называемый метод ветвей, когда предпринимаются конкретные шаги, рассчитанные более на разумную достаточность, чем на максимальный эффект. Сложную проблему стараются разделить на этапы ее решения, конкретные задачи, и это позволяет последовательно (по возможности) приближаться к решению главной проблемы. Постепенные, "малые", шаги позволяют при осложнениях или возникновении препятствий возвращаться на старые позиции и пытаться найти новые пути и средства решения проблемы, избегая при этом излишне рискованных вариантов.

Вид и ОГЛАВЛЕНИЕ управленческих решений зависят от сферы государственной деятельности и от иерархического уровня, на котором они должны выполняться. Чем ниже уровень, тем больше места занимает ситуационное управление, чем выше - тем больший упор делается на стратегическое планирование. Осуществление полномочий территориально-властными структурами нередко выходит за рамки простого ситуативного управления, ибо их решения принимаются в условиях многофакторности самой социальной системы.

По степени уникальности управленческие решения можно разделить на творческие, Незапрограммированные, новаторские; стандартные, запрограммированные; простые, бинарные (да или нет), повседневно-рутинные.

Решение незапрограммированное связано с ситуацией, когда у лица, принимающего решение (ЛПР), нет приемлемых альтернатив, когда приходится предпринимать действия в новой или неопределенной проблемной ситуации или в проблемной ситуации с неизвестными факторами воздействия, и нет возможности положиться на готовое решение. В этом случае для принятия решения рекомендуется использовать структурированный подход к принятию решений, разнообразные вспомогательные наглядные методы и методологии разработки управленческих решений, релевантные проблемной ситуации (методологию "мягких систем", системную технологию вмешательства, организационное развитие и др.).

Решение запрограммированное - то, что неоднократно принималось ЛПР в подобных проблемных ситуациях, когда можно сказать, что есть программа решения проблемы, и ЛПР знает, что надо делать, имеет готовый рецепт решения проблемы. Стандартные решения характерны для стабильной ситуации, если организация из года в год решает повторяющиеся задачи, имеет относительно устойчивую среду, простые информационные и производственные связи, определенные цели. Конечно, готовые рецепты иметь полезно, но, с другой стороны, всегда существует опасность того, что готовый рецепт окажется неправильным, так как ситуация может измениться с тех пор, как в последний раз решалась подобная проблема.

По способу принятия управленческие решения различаются как коллективные (коллегиальные) и индивидуальные.

В современных условиях управление социальными системами все больше развивается в сторону коллегиальности. Это соответствует требованиям усложняющейся социально-политической ситуации, с одной стороны, и внутренней логике развития форм управления - с другой.

Коллективные решения имеют несомненные достоинства, ибо увеличивают управленческий потенциал. Впрочем, они могут иметь и недостатки. Нужно предусмотреть следующее. Группа затрачивает на принятие решения больше времени, чем одно лицо; отдельные члены коллектива в силу занятости иного рода, по другим причинам недостаточно активны. Группа может принять решение, которое не сообразуется с целями организации, ибо люди зачастую руководствуются личными интересами или интересами представляемых ими партий, групп лобби, которые приходят в столкновение с комплексными целями организации (группа может недостаточно знать стратегические цели организации). Когда на определенном уровне складываются традиции коллективного принятия решений, отступать от них бывает нелегко, а ситуация может потребовать этого.

Однако справедливо и обратное. Там, где раньше решение принималось единолично, члены организации с недоверием воспринимают заявку на их активное участие в этом процессе. Отсутствие взаимопонимания между членами группы может лишить ее способности принять решение. Как свидетельствуют психологи, уровень риска, предпочитаемый группой, выше среднего риска, допускаемого индивидом. Существует несколько гипотез, объясняющих этот феномен: разделение ответственности за исход рискованных действий между членами коллектива, стремление следовать за лидером в выборе решения, нежелание оказаться более осторожным, чем другие, и т.п. Порой группа, состоящая из образованных и компетентных личностей, принимает менее оптимальное решение, чем одно лицо.

В основе классификации управленческих решений могут лежать методы выбора, позволяющие отличать рациональные решения от интуитивных.

Рациональное решение обосновывается с помощью объективного аналитического процесса; на основе как знаний, так и опыта ЛПР; выводится из анализа совокупности аксиом, результирующих его утверждений и предпочтений ЛПР. Такой подход предполагает наличие определенных постулатов рациональности. Следуя им, а также требованиям логики, ЛПР ведет поиск наилучшего решения. Выбор стратегии основан на максимизации ожидаемой полезности, причем вероятности исходов могут "вычисляться" как объективно, так и субъективно. Тип рационального решения основывается на точном соблюдении всех установленных процедур принятия решений, стандартов и нормативных документов, использовании количественных (математических, статистических) методов, разработке альтернативных вариантов и выборе наиболее приемлемого решения в конкретной ситуации. В реальной управленческой практике рациональная модель принятия решения не всегда осуществима, поскольку существуют границы рациональности, связанные с природой человеческого мышления, социальными нормами и объективными обстоятельствами.

В процессе принятия управленческих решений нельзя принижать роль интуиции. Интуиция (от позднелат. intuitio - пристально смотрю) - способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью доказательств. Порой она бывает просто необходима в условиях неопределенности проблемной ситуации или при принятии быстрых адекватных решений, ибо даже выверенное рациональное решение может обернуться потерей, если принято слишком поздно. К тому же не всегда математический инструментарий помогает осмыслить проблемную ситуацию.

Интуитивное решение предполагает определенную профессиональную подготовку, умение охватить все стороны вопроса, быстро анализировать материал большой сложности, систематизировать его, выделить существенное. Необходимы широкий кругозор и интеллект ЛПР.

Одним из ключевых моментов в анализе проблем принятия решений является то, что ЛПР всегда стремится выбрать не просто решение, а хорошее решение. Оценочный фактор как основание для классификации решений позволяет различать допустимые, эффективные и оптимальные решения.

Допустимое решение удовлетворяет поставленным целям и ограничениям: ресурсным, правовым, временным, этическим и т.п.

Эффективное характеризуется степенью достижения цели, соотнесенной с затратами на ее достижение.

Оптимальное решение по тем или иным качествам предпочтительнее других.

Психологическая теория принятия управленческих решений предлагает критерием для классификации решений индивидуальные качества ЛИР.

Рассматривая решение как психологическую проблему, как творческий акт выбора, можно выделить решения волевые, эмоциональные, эмпирические, аналитические.

Волевые решения демонстрируют способность ЛПР к выбору цели деятельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления, т.е. волю. Акт выбора сопровождается переживанием "я должен", "надо", если есть борьба мотивов. Главное заключается в осознании ценностной характеристики принимаемого решения, ее соответствия принципам и нормам субъекта.

Волевые решения неизбежны в управленческой практике в ситуациях, когда необходимо сделать быстрый выбор и взять на себя ответственность, при конфликтности интересов, в условиях повышенного риска и неопределенности.

Вместе с тем если ЛПР демонстрирует увлеченность волевыми решениями, пренебрегает мнением коллектива, специалистов, научных экспертов, то имеет место волюнтаризм - социально-политическая практика ЛПР, не считающегося с объективными законами исторического процесса, руководствующегося субъективными желаниями и произвольными решениями.

Эмоциональные решения свидетельствуют о том, что ЛПР при акте выбора отдает предпочтение волнующим его чувствам, симпатиям, переживаниям ("я хочу").

Эмпирические решения основываются на опыте, наблюдении (в отличие от эксперимента, логического анализа и т.п.). Для эмпиризма в политике, управлении, науке характерны умаление роли теоретических обобщений и аналитики, недооценка (непонимание) общих целей и перспектив.

Аналитические не противопоставляются указанным типам решений. Акт выбора ЛПР может быть связан с волей, эмоциями, уважением к эмпирическому опыту и т.д., но акцент при этом делается на аналитике, доказательности. Аналитика в государственном управлении - это самостоятельное направление деятельности, функция, необходимая составляющая профессионализма государственных служащих.

Для классификации управленческих решений могут быть приняты иные, не перечисленные выше, критерии. Так, с учетом времени действия решений различают решения, рассчитанные на определенный период (установочный приказ, план на год, полгода, квартал); решения, срок действия которых заранее не устанавливается, и они действуют до тех пор, пока не отменяются или изменяются (например инструкции); решения, прекращающие свое действие по мере их исполнения, которые обычно принимаются в случаях, когда предусмотреть заранее конкретный срок их действия не представляется возможным.

По юридическим свойствам можно различать решения нормативные и ненормативные (для индивидуального адресата или случая). В свою очередь, нормативные решения подразделяются на императивные, т.е. содержащие строго обязательные предписания, и диспозитивные, т.е. определяющие лишь общие правила поведения.

По характеру охватываемых управлением объектов различают также решения в сфере национальной экономики.

Классификация управленческих решений носит во многом условный характер. Каждое решение в комплексной характеристике может быть отнесено к целому ряду групп, типов решений, так же как каждый из критериев, имеющий самостоятельное прикладное значение, охватывает совокупности групповых управленческих решений, дает возможность в конечном счете определить специфику процесса выработки каждой группы решений.

Независимо от того, к какому классу, группе относится то или иное управленческое решение, оно должно соответствовать следующим требованиям: быть в достаточной степени научно обоснованным, отражать объективные закономерности общественного развития, вытекать из анализа полной и достоверной информации системного подхода к обоснованию целей, задач, ресурсов.