Реализация процесса построения выборки

Для построения выборки нужно детально определить, как конкретно будут воплощаться в жизнь все решения, о которых говорилось выше: об исследуемой совокупности, об основе выборки, о единицах отбора, о способе построения выборки и о ее размере. Так, если единицами отбора являются домохозяйства, необходимо четко определить, какие именно домохозяйства имеются в виду. Необходимо решить, что делать, если в нужной квартире никого нет дома, например предусмотреть повторные визиты или звонки.

В частности, очень важно решить, как будут отбираться респонденты в семьях, т.е. в случае, если единицами отбора являются семьи, а элементами выборки - один член семьи. Действительно, кого нужно опрашивать? Того, кто открыл дверь или ответил на звонок? А если нет, то в инструкциях нужно предусмотреть все ситуации, которые могут возникнуть. Нередко условиям отбора респондента удовлетворяют два или более члена семьи. Например, если в исследовании о способах проведения досуга интервьюер изъявит желание побеседовать с главой семьи, то может оказаться, что эти функции исполняют и муж, и жена одновременно. В таких ситуациях в качестве одного из вероятностных способов построения выборки применим метод ближайшего дня рождения: опрашивается подходящий по параметрам член семьи, у которого раньше наступит день рождения.

Другой метод - использование специальных карт отбора респондента в семье, или по-другому - карт Киша [28]. При использовании карт респонденты разного возраста отбираются с вероятностью, пропорциональной их доле в исследуемой совокупности, причем каждый интервьюер действует строго однозначным, полностью контролируемым образом. В этом состоит важнейшее преимущество этого метода перед методом квот, когда интервьюер при отборе может проявлять определенные предпочтения, соблюдая лишь ограничения по соотношению респондентов разных половозрастных категорий.

Для отбора используют восемь типов карт отбора респондента в семье. Карты различаются между собой тем, какой по порядку возрастов респондент будет опрошен, если в семье окажется два, три, четыре и т.д. подходящих для опроса человек (табл. 9.2).

Карты выдают интервьюерам с таким расчетом, чтобы в итоге с использованием карт первого, четвертого, пятого и восьмого типов были отобраны по одной шестой от числа всех респондентов, а с использованием карт второго, третьего, шестого и седьмого - по одной двенадцатой.

Таблица 9.2. Правила использования карт отбора респондентов

карты

Доля отобранных по карте респондентов

Порядковый (по увеличению возраста) номер члена семьи, которого следует опросить, если число подходящих для опроса членов семьи составляет:

1

2

3

4

5

6 и более

1

1/6

1

1

1

1

1

1

2

1/12

1

1

1

1

2

2

3

1/12

1

1

1

2

2

2

4

1/6

1

1

2

2

3

3

5

1/6

1

2

2

3

4

4

6

1/12

1

2

3

3

3

5

7

1/12

1

2

3

4

5

5

8

1/6

1

2

3

4

5

6

Чтобы можно было проконтролировать правильность отбора, интервьюер отмечает в карточке отбора результаты посещения каждой семьи: был ли опрошен требуемый респондент; если не был, то почему: его не было дома, он попросил перенести интервью на другое время или отказался дать интервью. В последнем случае записывается причина отказа.

Пример 9.4

Построение выборки в исследовании, выполненном по заказу департамента туризма

Вот как решались вопросы реализации процесса построения выборки в исследовании, выполненном по заказу департамента туризма штата Флорида [30]. Для проведения телефонного опроса все домохозяйства Флориды были разбиты по регионам штата: северный, центральный и южный. Затем случайным образом были сгенерированы телефонные номера. В домохозяйствах, которым принадлежат эти телефонные номера, отбирались лица, удовлетворяющие следующим четырем критериям:

1) 25 лет или старше;

2) является жителем Флориды по крайней мере два года;

3) проживает на территории штата по крайней мере семь месяцев в году;

4) имеет водительские права штата Флорида.

Если несколько человек в семье удовлетворяли приведенным критериям, для отбора респондента использовался метод ближайшего дня рождения. Чтобы застать этого респондента дома, применялись повторные звонки.

Таким образом, этапы разработки выборки выглядели в данном случае так.

1. Исследуемая совокупность: взрослые, удовлетворяющие четырем требованиям (элемент выборки) в домохозяйствах с действующим домашним телефоном (единица отбора) в штате Флорида (пространственная протяженность) в течение проведения исследования (время).

2. Основа выборки: компьютерная программа для генерирования случайных телефонных номеров.

3. Способ построения выборки: стратифицированный отбор. Исследуемая совокупность стратифицируется по географическому признаку на три региона.

4. Размер выборки: 868 респондентов.

5. Реализация процесса построения выборки: выборка распределяется между стратами; используется компьютеризированный набор случайных телефонных номеров; составляется список всех членов семьи, удовлетворяющих четырем условиям; методом следующего дня рождения отбирается один из них.

Исследование по выборке, построенной описанным выше образом, позволило департаменту туризма штата Флорида укрепить свое положение на рынке туристических услуг.