Развитие мышечной системы и двигательной деятельности в онтогенезе

Синтез белков мышечной ткани, определяющий начало формирования мышечной системы в онтогенезе, начинается на 5-й неделе внутриутробного развития. К моменту рождения и на протяжении первого года жизни мышцы ребенка составляют не более 25% массы его тела; мышечные волокна значительно тоньше, поперечная исчерченность выражена слабо. У новорожденного ребенка тонус мышц-сгибателей значительно превышает тонус мышц-разгибателей, что обусловливает специфическую позу новорожденного с приведенными к туловищу и согнутыми ручками и ножками. Двигательная активность новорожденного непроизвольна, хаотична.

Вектор развития скелетной мускулатуры определяется краниокаудальным градиентом: в первую очередь координация движений проявляется у мышц челюстей и щек, обеспечивающих жизненно необходимый акт сосания; затем у мышц шеи, что выражается в удерживании головы; потом формируются движения мышц плеча и предплечья и хватательные движения кисти; затем поэтапно развивается координация движений туловища и нижних конечностей. Соответственно этому можно наблюдать основные этапы развития двигательных навыков ребенка на первом году жизни: сначала – активное сосание, затем в 2–3 месяца ребенок начинает удерживать головку в вертикальном положении и приподнимать туловище в положении лежа на животе, в 4–5 месяцев – хватать подвешенную над кроваткой игрушку, в 5–6 месяцев – переворачиваться, ползать и сидеть, а в 11–12 месяцев делать первые самостоятельные шаги.

Начиная с первых месяцев жизни важной функцией скелетной мускулатуры является участие в процессе терморегуляции. Изменение температуры окружающей среды служит стимулом двигательной активности – в прохладном помещении ребенок совершает больше двигательных актов. В этот период мышцы ребенка активны постоянно, даже во время сна они находятся в состоянии повышенного тонуса. Это приводит к быстрому росту мышечной массы, способствует правильному формированию суставов и благоприятному нервно-психическому развитию. Мышцы у ребенка относительно слабые; в дальнейшем их сила больше увеличивается у мальчиков, чем у девочек. Развитию координации и силы мышц способствуют гимнастика и массаж, которые необходимо проводить со второго месяца жизни ребенка.

Важную роль в развитии мышечной системы на протяжении всего детства играет сбалансированное полнопенное питание, обеспечивающее поступление необходимых для формирования костной и мышечной ткани питательных веществ (прежде всего белков, солей кальция и фосфора, витамина D). Вторым существенным условием ее оптимального развития является рациональный режим статических и динамических нагрузок, обеспечение достаточной двигательной активности. Для его соблюдения необходима правильная организация бодрствования, включающая наряду с физическими упражнениями время для подвижных игр.

К 3 годам тоническая мускулатура, обеспечивающая удержание позы, в основном сформирована. В дальнейшем ее развитие идет по пути увеличения функциональных возможностей, активно развиваются сила и быстрота мышечных сокращений. Низкие функциональные возможности мышечной системы детей раннего возраста обусловливают характерные особенности их движений: медлительность, относительная плавность, отсутствие резких рывков, отсутствие фазы полета во время бега из-за слабого развития мышц ног. В этот период интенсивно развиваются мышцы рук, обеспечивающие тонкие движения пальцев. Мышцы годовалого ребенка обеспечивают ему прямохождение в невысоком темпе, он постепенно осваивает координацию более сложных двигательных актов, таких как бег и прыжки, к 3 годам он передвигается уже более быстро, но в связи с незрелостью двигательных нервных центров не обладает силой, быстротой и выносливостью. Тонус мышц-сгибателей в раннем детстве выражен лучше, чем тонус разгибателей, особенно хорошо в этом возрасте развиты мышцы, обеспечивающие сгибание в локтевом суставе, и сгибатели кисти.

В период с 3 до 6 лет увеличиваются ловкость и гибкость, сила и быстрота движений, в беге появляется фаза полета, постепенно созревают нервные центры, управляющие мышечной координацией. Происходит дальнейшее развитие мышц рук и формируются точные движения, позволяющие формировать навыки конструирования, рисования, лепки, вырезывания, а затем письма. К 5 годам более интенсивно развиваются мышцы-разгибатели, увеличивается их тонус, в результате чего ребенок более длительное время может удерживать статическую позу стоя или сидя.

На протяжении дошкольного периода число миофибрилл в мышечном волокне увеличивается в 15–20 раз, интенсивно растут сухожилия, продолжается увеличение количества соединительной ткани, выполняющей опорную, питательную и защитную функции.

Низкая устойчивость к нагрузкам ребенка 3–6 лет обусловлена свойственной для этого возраста генерализованностью физиологических реакций, когда организм реагирует на внешние воздействия выраженной активацией всех физиологических систем. Такой способ реагирования неэкономичен, сопровождается быстрым исчерпыванием ресурсов, сокращает время полноценного функционирования. В результате организм дошкольника при физических нагрузках не обладает функциональными возможностями для длительного поддержания устойчивых состояний, быстро утомляется. Особенно низкой является устойчивость к статическим нагрузкам, в том числе к сидению за столом.

В младшем школьном возрасте в организме происходят морфофункциональные преобразования, создающие благоприятные условия для длительного поддержания работоспособности, в том числе существенно меняются возможности скелетных мышц. Динамика работоспособности в младшем школьном возрасте отражает повышающуюся надежность функционирования организма ребенка. Дети младшего школьного возраста могут относительно длительно и устойчиво поддерживать функциональную активность, продуктивность работы у них увеличивается в четыре раза по сравнению с детьми дошкольного возраста, максимум игровой двигательной активности также приходится на возраст 8–9 лет. Младший школьный возраст является сенситивным для формирования физической целенаправленной деятельности, лежащей в основе спортивных достижений.

Эластичность мышц у детей раннего возраста высокая и постепенно с возрастом уменьшается, а упругость и прочность мышц, напротив, повышается. Сила мышечного сокращения возрастает в результате увеличения общего поперечного сечения миофибрилл, ее интенсивность имеет гендерные различия, которые становятся более выраженными и отчетливыми после 7–8 лет. В младшем школьном возрасте (7–9 лет) мальчики и девочки имеют одинаковую силу большинства мышечных групп, у девочек ниже только сила мышц, разгибающих туловище (становая сила), однако к 10–12 годам у девочек становая сила опережает таковую у мальчиков. В дальнейшем разница в силе увеличивается, однако этот процесс идет неравномерно: у девочек к 10–12 годам мышечная сила возрастает весьма интенсивно и они нередко становятся сильнее мальчиков, затем отмечается превышение силы у мальчиков, достигающее впоследствии 30%. Завершается формирование типичного для взрослого человека соотношения силы мышц к 16–17 годам.

В подростковом периоде отмечается снижение мышечной работоспособности и выносливости, так как скелетные мышцы конечностей интенсивно растут, энергетический обмен в них становится более напряженным и менее устойчивым, а рост систем жизнеобеспечения (кровообращения, дыхания, регуляции) может несколько отставать. Непропорциональный рост костей и мышц может приводить к снижению ловкости и координированности движений. Постепенно благодаря изменениям в функционировании дыхательной и кровеносной систем увеличивается кислородное обеспечение скелетных мышц, обменные процессы становятся более эффективными, это приводит к возрастанию физических возможностей подростков. К 15 годам развитие регулирующего влияния нервной системы на мышцы приводит к тому, что у подростков нормализуется координация движений, которые становятся более точными, в этом возрасте уже могут успешно формироваться рабочие двигательные навыки.

В конце периода полового созревания мышечные волокна интенсивно развиваются под влиянием половых гормонов (тестостерона), особенно у юношей. В первую очередь быстро увеличиваются в поперечнике так называемые быстрые волокна, обладающие мощным сократительным аппаратом; их созревание вместе с созреванием влияющих на них нервных центров повышает скорость двигательной реакции, позволяет совершенствовать силу, ловкость и координацию движений. Исчезает угловатость подростка, формируется пластический рисунок движения, возрастает мышечная работоспособность. В возрасте 20–21 года человек может выполнить объем работы в 20–30 раз больший, чем в 9–10 лет. Такое увеличение работоспособности связано как со структурными изменениями мышц, так и с оптимизацией гормональной и нервной регуляции двигательных актов. Рост поперечника мышечных волокон продолжается до 18 лет, развитие сосудистой системы и иннервации мышцы – до 25–30 лет. После 50–60 лет вследствие дегенеративных процессов в организме кровоснабжение и иннервация мышечной ткани снижаются, приводя к снижению физиологического ресурса при нагрузке, создаются предпосылки для неблагоприятного (патологического) реагирования на избыточные нагрузки. В то же время систематические занятия физической культурой позволяют длительно поддерживать на высоком уровне функциональную активность мышц.