Виды целей

В зависимости от степени важности для объекта управления цели подразделяются на стратегические, тактические и оперативные. Стратегические цели формируются при определении направлений долговременного развития организации, тактические — цели среднесрочного характера, обеспечивают достижение стратегических целей, оперативные — обеспечивают решение задач оперативного управления, также необходимого для достижения стратегических целей организации.

Стратегические цели оказывают влияние на формирование тактических и оперативных целей. В то же время тактические цели могут учитываться при формировании и корректировке стратегических целей, а оперативные цели — при формировании и корректировке тактических целей.

Для того чтобы при целеполагании поставленная субъектом управления цель была конкретизирована, целесообразно указывать также временной интервал ее достижения. С этой точки зрения цели бывают долгосрочными, среднесрочными и краткосрочными.

Долгосрочные цели предполагают их реализацию в течение длительного промежутка времени, скажем, пять лет и более, среднесрочные — от года до пяти, краткосрочные до года. Временные интервалы устанавливаются с учетом характера деятельности организации. В условиях быстро изменяющихся ситуаций долгосрочной может считаться и цель, поставленная на период полгода, а краткосрочной — не превышающая месяца. С такими моделями целеполагания приходится сталкиваться иногда в банковской и других видах деятельности.

В то же время в условиях мало изменяющихся ситуаций сроки постановки целей более продолжительны. Это относится, например, к разработке долгосрочных проектов освоения космоса и др.

Долгосрочные цели более характерны для стратегического управления, краткосрочные — для тактического, среднесрочные могут использоваться как при стратегическом, так и при тактическом управлении.

При целеполагании желательное положение объекта управления, к достижению которого стремится субъект управления, может быть им в различной степени детализировано и представляется с различной степенью точности. В зависимости от характера и детализации представления управленцем желательного положения объекта управления, цели подразделяются на тракторные и точечные.

Траекторные цели определяют общее направление, в котором должно изменяться состояние управляемого объекта. Например, цель "увеличение прибыли предприятия" лишь направление, в котором компания стремится изменить получаемую ею прибыль.

В то же время точечные цели формулируются как стремление достичь вполне конкретного результата. Например, обеспечить прибыль компании в текущем году в размере 75 млн долл. США.

Цели по своему характеру могут быть взаимно нейтральными, кооперирующимися или конкурирующими.

Управленческие воздействия, необходимые для реализации взаимно нейтральных целей, не пересекаются и не зависят друг от друга. В случае кооперирующихся целей управленческие воздействия, необходимые для их реализации, подкрепляют друг друга, так что одно из них способствует и реализации другого. Нередки ситуации, когда достижение одной из целей обеспечивает достижение и другой, кооперированной с ней цели. Именно при достижении кооперирующихся целей возможно получение синергетического эффекта.

В случае конкурирующих целей достижение одной из них может означать отказ от другой. Это имеет место, например, если цели могут быть реализованы с использованием одного и того же ограниченного ресурса, скажем, за счет одного и того же объема финансирования.