Расчетные методы определения качества товара

Расчетные методы определения показателей качества товаров основаны на использовании теоретических и стохастических и (или) эмпирических зависимостей показателей качества продукции от ее параметров. Они применяются при проектировании товаров или когда товар не может быть объектом экспериментальных исследований.

Расчетные методы используются для определения значений показателей производительности, безотказности, долговечности, сохраняемости, ремонтопригодности непродовольственных товаров, пищевой (энергетической) ценности продовольственных товаров, а также для выявления теоретической энергетической ценности продуктов питания.

Энергетическая ценность - это количество энергии, которая образуется при биологическом окислении жиров, белков и углеводов, содержащихся в продуктах. Она выражается в килокалориях (ккал) или килоджоулях (кДж).

Энергия, выделяемая при окислении 1 г жиров, равна 9,0 ккал, 1 г углеводов - 3,75 ккал, 1 г белков - 4,0 ккал, 1 г органических кислот - 3,0 ккал/г, 1 г этилового спирта - 7,0 ккал/г. Для получения энергетической ценности в единицах системы СИ надо использовать коэффициент пересчета: 1 ккал = 4,184 кДж. Энергетическая ценность продуктов питания рассчитывается на 100 г съедобной части продукта.

Теоретическая калорийность рассчитывается как произведение калорийности питательных веществ и процентного содержания соответствующих питательных веществ. Сумма полученных произведений является теоретической калорийностью 100 г продукта, зная которую, можно определить калорийность любого его количества (300 г, 1 кг и т.д.). Исходя из теоретической калорийности рассчитывают практическую (фактическую) калорийность путем умножения результата теоретической калорийности на усвояемость в процентах и деления произведения на 100.

В качестве примера приведем средний химический состав коровьего молока (%) по справочным данным:

- жир - 3,2; белки - 3,5; молочный сахар - 4,7; зола - 0,7;

- калорийность жиров в 100 г молока: 9 · 3,2 = 28,8 ккал;

- калорийность белков в 100 г молока: 4 · 3,5 = 14,0 ккал;

- калорийность углеводов в 100 г молока: 3,75 · 4,7 = 17,6 ккал.

Теоретическая калорийность 100 г молока будет равна: 28,8 ккал + 14,0 ккал + 17,6 ккал = 60,4 ккал.

Теоретическая калорийность стакана молока (200 г) будет равна: 60,4 · 2 = 120,8 ккал = 505,4 кДж.

Фактическая калорийность 100 г молока составляет: (28,8 · 94): 100 + (14,0 · 84,5): 100 + (17,6 · 95,6): 100 = 54,73 ккал = 229 кДж.

Экспертные методы определения качества товара

1. Формирование рабочей группы 2. Формирование экспертной группы

3. Определение номенклатуры показателей качества товара

4. Выбор методики проведения оценки

5. Подготовка анкет и пояснительных записок для опроса экспертов

6. Опрос экспертов

7. Обработка экспертных оценок

8. Анализ результатов

9. Оформление протокола

Экспертные методы применяют в случае, когда невозможно или затруднительно использовать более объективные методы (измерительный или расчетный) для определения эстетических и эргономических показателей непродовольственных товаров и показателей качества продовольственных товаров, установленных органолептическим методом. Эти методы основаны на определении значений показателей качества товаров анализом качественных и количественных оценок экспертов. Качество товаров определяет экспертная комиссия, которая состоит из экспертной и рабочей групп. Рабочая группа организует процедуру экспертного обсуждения, опроса, математико-статистическую обработку результатов, анализ оценок экспертной группы.

Алгоритм экспертной оценки

1. Формирование рабочей группы

2. Формирование экспертной группы

3. Определение номенклатуры показателей качества товара

4. Выбор методики проведения оценки

5. Подготовка анкет и пояснительных записок для опроса экспертов

6. Опрос экспертов

7. Обработка экспертных оценок

8. Анализ результатов

9. Оформление протокола

Эксперты перед вынесением суждения должны разносторонне рассмотреть представленную проблему. Поэтому для проведения процедуры необходимо подготовить информационные материалы, имеющиеся статистические данные, справочные материалы и образцы товара.

Данные о товарах должны быть разносторонние и нейтральные. Рабочая группа заранее разрабатывает бланки анкет для экспертов. В зависимости от метода они могут быть с открытыми и закрытыми вопросами. Эти материалы должны содержать примерный перечень оцениваемых показателей и порядок их оценки, а также ориентировочные характеристики базовых значений показателей для каждого уровня градации оценочных шкал.

Ответ может даваться в виде суждений, парного сравнения, ранжированного ряда, в баллах или в виде абсолютной оценки. Саму процедуру проводит независимый модератор (руководитель процедуры), который контролирует соблюдение регламента, раздает материалы и анкеты, но свое мнение не высказывает.

Количество привлекаемых экспертов может быть ограниченным и неограниченным. Обычно приглашают от 5 до 12 экспертов, обладающих специальными знаниями, навыками оценки, опытом в областях, соответствующих решаемым задачам. Следует учитывать момент личной заинтересованности, который может стать существенным препятствием для получения объективного суждения. При подборе экспертов применяются разные методы. Наиболее распространен метод Шара, когда наиболее уважаемый специалист рекомендует ряд других и далее по цепочке, пока не будет подобран необходимый коллектив.

Обобщение мнений экспертов относительно номенклатуры показателей, их базовых значений, коэффициентов весомости показателей, диапазона балловой шкалы, терминологии, градации продукции по категориям качества проводят методами обсуждения и голосования (опрос с взаимодействием) или методом усреднения (опрос без взаимодействия). В первом случае обобщенное мнение экспертной группы выявляется большинством голосов (не менее двух третей).

Количество технических специалистов рабочей группы зависит от объема работ, выполняемых экспертной комиссией. Технические работники организуют опрос экспертов, проводят обработку полученных результатов. В зависимости от метода опроса технический работник вступает или не вступает в контакт с экспертом, при необходимости разъясняет ему недостаточно понятные вопросы. В процессе опроса технический работник не должен делать эксперту замечаний относительно его ответов, чтобы не навязывать свое мнение. Один технический работник может опрашивать и обрабатывать результаты оценки 7-10 экспертов.

Для сбора экспертных данных применяются следующие методы анкетирования:

- эксперт самостоятельно, пользуясь пояснительной запиской, заполняет анкету и передает или пересылает ее техническому работнику или заполняет электронную анкету;

- эксперт заполняет анкету в процессе беседы с техническим работником (анкета-интервью).

Последний метод предпочтительнее, так как позволяет получить более полную информацию и уменьшить вероятность ошибок. В рамках экспертного метода может проводиться балльная оценка.