Лекция 17. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ОЦЕНКА УЩЕРБОВ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ РАЗЛИЧНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ

При прогнозировании показателей социально-экономического развития субъекта РФ необходимо учитывать ущерб от ЧС. Это является достаточно сложной задачей. Чрезвычайные ситуации – это случайные события, стохастической природой обладают число ЧС, масштабы и ущерб от них. Существуют прямые и обратные связи между выбором оптимальной стратегии развития региона и ожидаемыми ущербами от ЧС различного вида и масштаба.

Учет ущерба от ЧС позволяет определить размеры необходимых финансовых резервов исполнительных органов власти муниципальных образований и субъекта РФ, которые выступают в качестве одного из источников возмещения ущерба. Для возмещения ущерба используются различные внебюджетные механизмы, такие как страхование, специализированные внебюджетные фонды и др. Схема расчета показателей социально-экономического развития субъекта РФ должна включать оценку величины возмещаемого ущерба и размер платы за использование соответствующих механизмов возмещения.

Важной составляющей процедуры учета ущерба от ЧС в субъекте РФ является оценка эффективности предупредительных мероприятий по снижению числа и тяжести ЧС различного вида. До недавнего времени эта оценка рассматривалась изолированно от задач прогнозирования показателей социально-экономического развития региона (субъекта РФ) и оценки эффективности системы возмещения ущерба от ЧС. В общем случае необходимо оценивать зависимость предотвращенного ущерба как функции затрат на предупредительные мероприятия. Схема расчета должна включать четыре основных блока (рис. 17.1).

Рис. 17.1. Общая схема расчета возмещения ущерба

Схема расчета в общем случае является итерационной. Модель прогноза развития субъекта РФ на первой итерации обеспечивает генерирование набора показателей социально-экономического развития без учета ущербов от ЧС. Во втором блоке осуществляется оценка суммарного ущерба от ЧС техногенного и природного характера, а также от вероятных террористических воздействий. В третьем и четвертом блоках для заданного уровня ущерба выбирается эффективная схема воздействия, размер платы за возмещение при использовании внебюджетных механизмов, а также оценивается размер невозмещенного ущерба. Данная информация передается в первый блок, где прогноз развития субъекта РФ корректируется с учетом полученных данных об ущербе и системе возмещения.

Необходимым условием решения задач прогнозирования социально-экономических последствий ЧС является создание системы сбора и обобщения первичной фактической и прогнозной информации об экономическом ущербе, формируемой на уровне первичного звена: предприятий (организаций), муниципальных территориальных образований (районов, городов, других населенных пунктов), некоторых специфических объектов, как правило, территориально обособленных, например крупных технических сооружений, природных объектов (заповедников, заказников и др.).

Информация должна быть полной, т.е. охватывать практически все объекты, которых в той или иной степени касается ЧС, учитывать все составляющие экономического ущерба. Решить эту проблему можно, если будет создана система тотального сбора сведений с экономических объектов Российской Федерации с использованием специализированного органа, отвечающего за сбор информации в стране – Госкомстата России. Информация должна быть достоверной, т.е. основываться на четкой, научно обоснованной и однозначной методике определения показателей экономического ущерба.

Основная задача по формированию показателей экономического ущерба на первичном уровне должна возлагаться на бухгалтерские и планово-экономические подразделения предприятий (организаций), экономические службы муниципальных органов управления, территориальные органы МЧС России и других федеральных органов исполнительной власти.