Лекция 2. Принципы организации и деятельности прокуратуры, ее система и структура

В результате изучения главы студент должен:

знать

• принципы организации и деятельности органов прокуратуры;

• систему органов прокуратуры;

• структуру органов прокуратуры;

уметь

• определять особенности формирования территориальных и специализированных прокуратур;

• соотносить нормы, регулирующие деятельность прокуратуры с основными принципами се организации;

владеть

• понятийным аппаратом, необходимым для освоения данной темы;

• навыками определения компетенции органа прокуратуры в зависимости от его места в системе и структуре прокуратуры.

Система принципов организации и деятельности прокуратуры

Принципами организации и деятельности прокуратуры являются наиболее общие основные положения, закрепленные в соответствующих правовых нормах, определяющие сущность и ОГЛАВЛЕНИЕ института прокуратуры как государственного органа, порядок его формирования, функционирования, а также природу правового регулирования прокурорско-надзорной и иной деятельности прокуратуры.

Анализу системы принципов организации и деятельности прокуратуры в научной литературе уделялось много внимания. Однако по сегодняшний день в теории прокурорского надзора нет единства мнений. Современные исследователи проблемы предлагают систему принципов на основе разработок специалистов советского периода, но с учетом особенностей современного состояния прокурорской деятельности, поскольку некоторые основополагающие нормы появились в законодательстве только в период последней реформы.

Принципы организации и деятельности прокуратуры содержатся в Конституции РФ и в Законе о прокуратуре РФ. Чтобы оценить значение той или иной нормы, касающейся деятельности прокуратуры, необходимо соотнести ее с установленными законом принципами. Отступление от принципов при принятии правовой нормы влечет за собой искажение сущности всей прокурорской системы и порождает препятствия к решению стоящих перед прокуратурой задач.

Рассмотрим, например, как соотносится норма о порядке назначения на должность прокурора субъекта РФ с принципом независимости прокуратуры от местных органов власти. В соответствии с новой редакцией ст. 129 Конституции РФ прокуроры субъектов РФ назначаются на должность Президентом РФ по представлению Генерального прокурора РФ, согласованному с субъектами РФ. Прокуроры субъектов РФ освобождаются от должности Президентом РФ.

Учитывая, что органы власти субъекта РФ являются поднадзорными прокуратуре объектами, возможность их влияния на формирование прокурорского корпуса противоречит рассматриваемому принципу. На указанную коллизию в свое время обращала внимание Генеральная прокуратура РФ, но не нашла поддержки в парламенте.

Большинство специалистов относят к принципам организации и деятельности прокуратуры законность, единство, централизацию, независимость от местных органов власти, гласность, внепартийность (или деполитизацию).

Принцип законности

Принцип законности является конституционным и общеправовым. Он имеет отношение к различным направлениям государственной деятельности. Так, в п. 2 ст. 15 Конституции РФ указано, что все органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. В свою очередь, органы прокуратуры на основании п. 2 ст. 1 Закона о прокуратуре РФ обязаны осуществлять надзор за соблюдением законов. Таким образом, принцип законности находит свое выражение в том, что прокуратура требует соблюдения закона от всех своих поднадзорных объектов, но и сама обязана действовать в рамках и на основании закона.

Действовать на основании закона означает для прокуратуры правильно определять предмет и пределы надзора, поднадзорные объекты, использовать в своей деятельности только установленные законом полномочия, применять для устранения нарушений закона надлежащие акты прокурорского реагирования.