Принципы бенчмаркинга

1. Мониторинг и исследование ситуаций лидерства различных организаций, способов достижения ими конкурентных преимуществ.

2. Оценка возможностей использования позитивного опыта в собственной практике менеджмента.

3. Фокусирование внимания на качестве всех элементов в деятельности организации.

4. Формирование системы критериев оценки деятельности и ее контроля в организации.

6. Проведение внутреннего консалтинга по объяснению новых подходов к менеджменту.

Основные характеристики экспертно-аналитической оценки менеджмента

Для обеспечения качества менеджмента необходимы характеристики его оценки в виде системы показателей. Эта система должна включать полный набор оценочных характеристик. Она должна отражать как состояние, так и тенденции и перспективы развития менеджмента.

Не все показатели можно построить по расчетному принципу. Однако на основе экспертно-аналитического подхода все характеристики менеджмента можно оценить в количественном отношении. Для этого необходимо построить матрицу экспертной оценки основных характеристик менеджмента и посредством шкалы оценочных коэффициентов отразить уровень проявления тех или иных качеств менеджмента. Такая методика часто используется в оценке сложных явлений. Но для ее реализации, для обеспечения валидности оценки необходимо построить систему оцениваемых характеристик.

Эта система включает 14 основных характеристик (схема 14.4).

1. Функционирование и развитие менеджмента. Стабильность и устойчивость, сочетающиеся с появлением нового, возникновение инноваций, с позитивным изменением качества.

2. Методология и организация менеджмента. Оценка направлений развития и организационных условий, мотивации и реализации этих направлений.

3. Цель и средства менеджмента. Мера, в которой цель не оправдывает, но определяет выбор средств ее достижения.

4. Стратегия и тактика менеджмента. Качество программ развития (организационный потенциал, сбалансированность, реальность и пр.).

5. Ресурсы и эффективность менеджмента. Экономия ресурсов, результат их использования, динамика эффективности менеджмента.

6. Внешняя и внутренняя среда менеджмента. Факторы учета изменений и возможности влияния на процессы взаимодействия.

7. Механизм и методы менеджмента. Использование средств воздействия: мотивация, ответственность, образование, лидерство и пр.

8. Структура и система менеджмента. Оценка функциональных связей, распределения функций и полномочий, информационных потоков, компетенций.

9. Использование техники и опора на человеческий капитал. Гармоничность технической вооруженности деятельности и формирования человеческого капитала.

10. Формальное и неформальное управление. Оценка социально-психологической атмосферы, условий творчества, доброжелательства и пр.

Схема 14.4. Основные характеристики экспертно-аналитической оценки менеджмента

11. Субъектно-объектные пропорции менеджмента. Централизация менеджмента, иерархические характеристики.

12. Диверсификация менеджмента. Обоснованность типологических характеристик менеджмента, организационная форма их сочетания.

13. Технологии менеджмента. Экономия времени, ритмичность, информационные нагрузки и пр.

14. Управляемость. Реакция на управленческие решения. Своевременность реализации, участие в разработке, осознание потребностей развития и пр.

Каждая из этих характеристик качества менеджмента может быть конкретизирована в целый комплекс показателей или параметров. Итоговая оценка качества строится по принципу динамики изменения показателя.