Причины провала новой продукции

В заключение данной темы рассмотрим типичные причины проваза новой продукции. Конечно, в каждом конкретном случае это свой кейс, но можно выделить несколько групп причин провала новой продукции.

Первая причина – это размывание новизны товара, когда компания нс смогла четко показать целевому рынку, в чем же, собственно, заключается новизна. Не увидев новизны, потребитель просто не реагирует на маркетинговые стимулы и, соответственно, не приобретает продукцию.

Пример

Не так давно компания General Meals вывела на рынок уникальный продукт, основанный на сложной технологии, – хлопья в маленькой упаковке, которые отличались от обычных тем, что изначально уже были насыщены молоком и не требовали использования жидкости, поэтому представляли собой полезный снэк. Однако компании не удалось отразить уникальную особенность данного товара ни на упаковке, ни в рекламном сообщении, и потребитель, продолжая использовать данный продукт как обычные хлопья, не смог оценить новинку и не воспринял этот товар.

Следующей причиной провала продукции является фактор отсутствия целеполагания до начала R&D. Типичной ситуацией является практика, когда на фирме в отделе R&D самостоятельно ведутся разработки, так как сотрудники этого отдела имеют статус людей науки, отстраненных от бизнеса. И когда проекты готовы, уже потраченное время и ресурсы требуют того, чтобы эта новая технология или новый продукт были внедрены. При этом отсутствие связи с маркетинговым отделом, как правило, приводит к тому, что товар рынку нс нужен, но при том, что он уже разработан и затрачены средства, его следует выводить на рынок, и маркетологи пытаются искусственно создать условия, благоприятные для вывода данного продукта на рынок.

Третьей причиной провала новой продукции являются ошибки в выборе целевого рынка, а также в анализе его потенциала и емкости. Наибольшие трудности испытывают компании, которые выходят на незнакомые географические рынки. Недостаточный анализ целевого рынка может стать предпосылкой провала продукта и, возможно, полного ухода компании с данного рынка.

Четвертой причиной являются проблемы, связанные со слабый комплексом marketing-mix. Это могут быть просчеты и ошибки в товарной, ценовой, сбытовой или коммуникационной политике.

Пример

Примером является провал новинки компании Coca-Cola, которая, решив в очередной раз подчеркнуть имидж дружелюбной по отношению к обществу компании (society friendly), вывела на рынок полезный продукт – концентрат апельсинового сока. Технология производства была уникальна и позволяла создавать концентрат, который при разведении водой превращался в стакан свежевыжатого апельсинового сока. По заявлению компании, продукт полностью сохранял в себе витамины и полезные вещества и по консистенции и вкусу не отличался от натурального сока. Однако при выводе продукта на рынок компания Coca- Cola совершила ряд маркетинговых ошибок. В частности, при разработке атрибутики товара и упаковки не было уделено должного внимания инструкции по применению данного продукта. Неправильная дозировка концентрата приводила к ухудшению вкусовых ощущений, и товар так и не достиг стадии роста.

Среди прочих причин провала можно назвать несоответствие качественных характеристик нового продукта ожиданиям целевого потребителя, ошибки в определении времени выпуска нового товара на рынок, а также несоответствие планового и фактически необходимого бюджета. Типичной маркетинговой ошибкой является попытка подстроить ограниченный бюджет под достижение определенных маркетинговых целей. Например, по статистике, в среднем в супермаркетах насчитывается по 40 тыс. товарных категорий продуктов и, как правило, в день появляется 10–30 новинок. Это приводит к тому, что розница имеет возможность выбирать производителей и требовать выполнения определенных условий входа в розницу. Завышенные требования могут привести к возникновению ситуации, когда запланированный бюджет намного меньше, чем реально необходимый для достижения планового уровня пенетрации.