Правовой статус представительств государств при международных организациях универсального характера

В соответствии с современным международным правом он аналогичен статусу дипломатических представительств и их сотрудников, но имеет некоторые особенности, вытекающие из учредительного акта соответствующей международной организации.

Представительство может включать, помимо главы представительства, дипломатический персонал, административно-технический персонал и обслуживающий персонал. Численность персонала представительства не должна выходить за пределы, которые являются разумными и нормальными с учетом функций организации, потребностей данного представительства, обстоятельств и условий, существующих в государстве пребывания.

Функции постоянного представительства состоят в обеспечении представительства посылающего государства при организации; в поддержании связи между посылающим государством и организацией; в ведении переговоров с организацией и в ее рамках; в выяснении осуществляемой в организации деятельности и сообщении о ней правительству посылающего государства; в обеспечении участия посылающего государства в деятельности организации; в защите интересов посылающего государства по отношению к организации; в содействии и осуществлении целей и принципов организации путем сотрудничества с организацией и в ее рамках.

Посылающее государство может аккредитовать одно и то же лицо в качестве главы представительства при двух или нескольких международных организациях или назначить главу представительства в качестве члена дипломатического персонала своего дипломатического представительства. В полномочиях, выданных постоянному представителю, может быть указано, что он уполномочен действовать в качестве делегата в одном или нескольких органах организации. В принципе, если не указано иное, постоянный представитель может действовать в тех органах организации, для которых не установлены специальные условия в отношении представительства.

Глава представительства в силу своих функций и без предъявления полномочий считается представляющим свое государство в целях принятия текста договора между этим государством и организацией. Однако глава представительства не считается в силу своих функций представляющим свое государство в целях окончательного подписания договора или подписания договора ad referendum между этим государством и организацией, если только из практики организации или из других обстоятельств не вытекает иное.

Государство пребывания предоставляет представительству все возможности, необходимые для выполнения функций, а организация оказывает представительству содействие в получении этих возможностей и предоставляет ему такие возможности, какие входят в сферу ее собственной компетенции.

Старшинство постоянных представителей определяется алфавитным порядком названий государств, применяемых в организации.

В соответствии с правилами организации государство может направить в орган или на конференцию свою делегацию, членов которой оно назначает по своему усмотрению. Помимо главы делегация может включать других делегатов, дипломатический персонал, административно-технический персонал и обслуживающий персонал. Государство пребывания обеспечивает свободу передвижения по его территории всем членам делегации в той мере, в какой это необходимо для выполнения задач делегации. Делегация может использовать для связи с посылающим государством все подходящие средства, включая курьеров и закодированные или шифрованные депеши. Однако делегация может устанавливать и эксплуатировать радиопередатчики лишь с согласия государства пребывания.

Отсутствие или разрыв дипломатических или консульских отношений между государством пребывания и посылающим государством не влияет на права и обязанности этих государств в качестве членов международной организации.

В отличие от дипломатических представителей представители государств при международных организациях аккредитованы не при государствах пребывания, а в рамках международной организации. Аналогично положение делегаций государств на международных конференциях. С учетом этого для назначения указанных представителей не требуется получения агремана от государства пребывания или от организации. Такие представители не могут быть объявлены persona non grata по правилам, применяемым в двусторонней дипломатии. По отношению к ним государство пребывания нс может применять принцип взаимности.

Правовой статус постоянных представительств государств и их персонала при международных организациях и на созываемых ими конференциях закреплен в Конвенции о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций 1946 г., Конвенции о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений ООН 1947 г., Венской конвенции о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г., в двусторонних соглашениях ООН и специализированных учреждений о штаб-квартирах (например, Соглашение ООН с США 1946 г., Соглашение ООН со Швейцарией 1947 г.).

В соответствии с положениями Венской конвенции 1975 г. постоянные представительства государств при международных организациях и их персонал по объему иммунитетов и привилегий приравниваются к иммунитетам и привилегиям, предоставляемым международным правом дипломатическим представительствам и их персоналу.

Аналогичная тенденция наблюдается и в отношении иммунитетов и привилегий, предоставляемых делегациям государств и их персоналу на международных конференциях и в органах международных организаций.