Виды страхового покрытия и порядок действия договора страхования грузов

По многим группам перевозимых товаров риски, возникающие при перевозке, достаточно разнообразны – это и хищение (порой пропадает и автотранспортное средство, и водитель), и порча, которой особенно подвержены скоропортящиеся товары. Конечно, крупные транспортные компании заключают договоры страхования ответственности перевозчика, однако, как показывает практика, порой возникают ситуации, в которых нет прямой или даже косвенной вины перевозчика. Пожар на автостоянке и угон автомобиля в разных ситуациях могут не являться основанием для страховых выплат в рамках договоров страхования ответственности перевозчика, поэтому без страхования грузов не обойтись. Прежде чем застраховать тот или иной товар, необходимо знать его физические свойства и четко представлять, каким рискам он подвержен в процессе перевозки. Согласно статистическим данным страховых компаний, алкогольная продукция, табачные изделия, электропика наиболее подвержены краже; продукты питания, изделия из стекла – порче или повреждениям, соответственно именно эти риски должны быть учтены в страховой программе. Однако нужно принять во внимание, что один и тот же груз подвержен различным рискам. В частности, алкогольная продукция может быть не только украдена, но и повреждена в результате стихийных бедствий, несоблюдения правил перевозки и др. Для того чтобы принять взвешенное решение, нужно ранжировать все возможные риски исходя из вероятности их наступления и возможных убытков. При перевозке грузов страховые компании, как правило, предлагают следующие виды страхового покрытия-.

а) "все риски" (за исключением утери груза из-за воздействия радиации, его естественных свойств и качеств и т.д.);

б) страхование "с ответственностью за частную аварию"; в) страхование "без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения".

Размер страховой премии при страховании грузов зависит от следующих факторов: вида покрытия, дальности маршрута перевозки, наличия и количества перегрузок, вида транспорта, стоимости груза. Как правило, действие договора начинается с момента приема груза к транспортировке на складе в пункте отправления и подписания перевозчиком транспортных документов, актов о приеме груза и продолжается в течение всей перевозки до момента его доставки на склад грузополучателя. Однако в зависимости от условий поставки, контрактов купли-продажи, практикуемой логистической схемы период ответственности страховщика может меняться и предусматривать, в частности, предварительное, последующее и промежуточное хранение.

Страховая выплата не может превышать суммы, на которую застрахован груз (как правило, последняя равна стоимости груза). Если при заключении договора страхования сумма страховки меньше стоимости груза, то при порче, повреждении, утрате размер возмещения рассчитывается пропорционально отношению страховой суммы к стоимости груза. Страховщик может отказаться возместить ущерб, если установит, что страхователь был заранее осведомлен, но не предупредил его о том, что груз был помещен при погрузке рядом со взрывоопасными и самовозгорающимися веществами. Однако страхователь не всегда может знать о других грузах, отправляемых на одном транспортном средстве (особенно если мы говорим о морском контейнеровозе, где одновременно могут плыть 1500 контейнеров). Соответственно страхователь должен известить страховщика о всех известных именно ему особенностях перевозки, например о своем же грузе, следующем в том же транспортном средстве (примером может служить "северный завоз", где на одном судне следуют горюче-смазочные материалы, мука и прочие грузы). Еще одна ситуация, когда страховщик может отказать в возмещении ущерба страхователю груза, – непринятие им всех возможных мер по спасению и сохранению груза. Как правило, сотрудники страхователя не сопровождают груз в дороге. Однако транспортное средство может попасть в ДТП, и груз будет поврежден. Доступной мерой по спасению груза для грузовладельца в этой ситуации будет инструктирование (желательно письменное) транспортной компании по охране груза, перегрузке и т.п., но влиять на ее действия грузовладелец не может. Даже если транспортная компания не сделает ничего для обеспечения сохранности груза, страховая компания должна будет компенсировать убыток грузовладельца. При этом, если страхователем груза выступал сам перевозчик, который как раз и не принял надлежащих мер по спасению груза, страховщик вправе отказать в выплате страхового возмещения, так как перевозчик имел возможность спасти остатки груза, например, от хищения путем организации охраны, но не сделал этого.

При определении стоимости страховки страховая компания учитывает все возможные риски, которым подвержен груз в процессе его перевозки. Соответственно чем их больше, тем выше будет цена страховки. В качестве наиболее существенных факторов, влияющих на величину страхового взноса, можно выделить следующие:

• вид груза;

• маршрут перевозки;

• вид транспорта;

• объем перевозок;

• наличие охраны и сопровождения груза.

Если груз перевозится на дальние расстояния, предполагается несколько мест его перегрузки, за счет чего увеличивается время нахождения груза в пути. Если маршрут проходит через зоны, подверженные стихийным бедствиям, и используются различные виды транспорта, то перевозимые товары подвержены влиянию многих рисков, соответственно стоимость страховки увеличивается. Чтобы уменьшить величину страхового взноса, если это возможно, следует разработать несколько вариантов маршрута и обсудить стоимость страховки с представителем страховой компании в каждом случае.

Для определения степени риска и ставки страховой премии большое значение имеют статистические данные. Анализ статистики, а также причин возникновения убытков позволяет судить о степени риска при данной перевозке. На основе анализа страховая компания вправе выдвинуть некоторые требования к страхователю груза, которые тот обязан выполнить для заключения договора страхования, например изменить упаковку или маршрут следования. Статистические данные должны содержать следующую информацию: в течение какого времени осуществляются данные перевозки; количество произведенных рейсов/ отгрузок; средняя стоимость отправки; общее количество страховых случаев; количество заявленных/оплаченных претензий; общая сумма убытков; общая сумма оплаченной ранее страховой премии. Учитывая эти данные, а также существующие в практике нормы естественной убыли груза в процессе транспортировки, можно определить размер необходимой франшизы. Обычно франшиза при страховании перевозок грузов не превышает размера естественной убыли груза при перевозке, либо ее расчет базируется на статистических данных о предыдущих убытках. Например, при перевозке апельсинов франшиза устанавливается не менее 4% на основании многолетнего опыта перевозок этих фруктов.