Права перевозчика

Перевозчик наделен правом временно прекращать либо ограничивать погрузку и перевозку груза вследствие обстоятельств непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемии или иных независящих от него обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок (ст. 29 УЖТ). В таких случаях он обязан немедленно уведомить в письменной форме руководителя федерального органа исполнительной власти в области транспорта, а также грузоотправителя, грузополучателя и организации, осуществляющие погрузочно-разгрузочные работы. Не получив распоряжения грузоотправителя, грузополучателя о том, как поступить с грузом, он вправе возвратить груз грузополучателю или реализовать его (ч. 3 ст. 46 УЖТ, п. 1 ст. 84 КВВТ).

Следующее право перевозчика касается действий с грузом, доставленным грузополучателю. Транспортные законы не только возлагают на перевозчика обязанность но проверке при наличии оснований груза в пункте назначения, по и предоставляют ему право принимать участие по просьбе грузоотправителя в проверке груза, когда отсутствуют признаки его недостачи, повреждения, порчи или хищения (ч. 4 ст. 41 УЖТ). В случае обнаружения признаков несохранности составляют коммерческий акт (ст. 119 УЖТ).

Обладая правом требовать полного и своевременного расчета за перевозку груза, перевозчик может использовать дополнительные правовые средства, обеспечивающие реализацию этого права. Так, в случае уклонения грузополучателя от окончательных расчетов за перевозку и внесения иных причитающихся перевозчику платежей перевозчик может удерживать груз с уведомлением об этом в письменной форме грузоотправителя. Если же в установленные сроки тот не распорядится грузом, перевозчик вправе самостоятельно реализовать удерживаемый груз, руководствуясь установленными законом правилами.

Существует еще одно эффективное средство обеспечения оплаты перевозки. Это право перевозчика потребовать уплаты процентов на сумму просроченного платежа при несвоевременных расчетах за перевозку груза по вине грузоотправителя или грузополучателя. Размеры процентов и порядок их уплаты определяются в соответствии с гражданским законодательством.

Обязанности грузоотправителя

Как следует из ст. 785 ГК и соответствующих транспортных кодексов и уставов, основная обязанность грузоотправителя – это уплата за перевозку груза установленной платы.

В транспортных источниках закреплены определенные правила оплаты перевозки. Первое правило состоит в том, что оплата услуги по перевозке производится грузоотправителем. В отдельных случаях транспортными законами предусмотрены исключения из этого правила. В частности УЖТ (ст. 30) и КТМ (ст. 163) устанавливают возможность возложения обязанности оплаты перевозки на грузополучателя. Решение об этом принимается грузоотправителем и перевозчиком при согласовании его с грузополучателем. Процедура принятия такого решения детально урегулирована действующим законодательством.

Второе правило касается размеров провозной платы. Они устанавливаются соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иным нормативным правовым актом (п. 1 ст. 790 ГК). Если перевозка груза осуществляется транспортом общего пользования, грузоотправитель оплачивает оказанную услугу в соответствии с установленными тарифами. В случае если работы и услуги выполняются перевозчиком по требованию грузовладельца и не предусмотрены тарифами, они оплачиваются по соглашению сторон (п. 3 ст. 790 ГК).

Третье правило оплаты перевозки заключается в обязанности грузоотправителя вносить плату за перевозку груза до начала перевозки. В транспортных законах момент оплаты определен по-разному. Так, в соответствии со ст. 30 УЖТ плата за перевозку грузов и иные причитающиеся перевозчику платежи вносятся грузоотправителем до момента приема грузов перевозчиком для перевозки. При перевозках внутренним водным транспортом плата за перевозку вносится грузоотправителем до момента отправления груза из порта отправления (ст. 75 КВ ВТ). Законодательно закреплено важное положение, согласно которому при несохранности груза произведенная оплата его перевозки возвращается грузоотправителю. Поэтому он вправе требовать в таких случаях возврата суммы оплаты перевозки.

Четвертое правило оплаты перевозки груза касается окончательных расчетов за перевозку. Необходимость в таких расчетах возникает обычно при дополнительных расходах перевозчика в процессе перевозки груза. Суть этого правила состоит в том, что окончательные расчеты за перевозку груза, а также дополнительные работы (услуги), связанные с перевозкой груза, производятся не грузоотправителем, а грузополучателем по прибытии груза в пункт назначения, до момента его выдачи.

Обязанности грузополучателя

Как следует из четвертого правила оплаты перевозки, грузополучатель, будучи участником транспортных договорных правоотношений, также несет обязанности по расчетам за перевозку. При его уклонении от окончательных расчетов за перевозку груза и иных причитающихся перевозчику платежей перевозчик вправе удерживать груз с уведомлением об этом грузоотправителя.

Как уже отмечалось, в отдельных случаях грузополучатель выполняет обязанность по расчетам за всю перевозку груза.

Грузополучатель несет и другие обязанности, касающиеся завершающего этапа перевозки груза. В частности, он должен принять прибывший в его адрес груз. Порядок выдачи и приема грузов определяется правилами перевозок грузов. Эта процедура осуществляется на основании и в соответствии с данными, указанными в транспортной накладной. В случае расхождения в них грузополучатель и перевозчик обязаны предоставить друг другу возможность проводить осмотр груза или проверку его состояния до выдачи грузополучателю. При этом составляется коммерческий акт, который подписывается обоими участниками проверки.

Вперед обязанность грузополучателя – это выгрузка груза. Как и его погрузка, она должна осуществляться с соблюдением установленных нормативов. При их нарушении на грузополучателя налагаются штрафные санкции. После выгрузки груза он должен быть своевременно вывезен грузополучателем с территории перевозчика.

Вместе с тем грузополучатель имеет право отказаться от приема груза, если его качество вследствие повреждения (порчи) изменилось настолько, что исключается возможность полного или частичного использования такого груза. Факт исключения возможности полного или частичного его использования должен быть подтвержден выводами независимой экспертизы.