Потенциал компании

Потенциал компании показывает, насколько она располагает возможностями для реализации стратегии. Потенциал компании можно представить как совокупность ее потенциалов деятельности по функциям, т. е. совокупность потенциалов: общего (стратегического) управления, оперативного управления, НИОКР, производства, маркетинга. Влияние каждой из этих функций на успех компании определяется рядом параметров (факторов и механизмов управления), версия которых приводится в табл. 1.3.

Таблица 1.3. Факторы, определяющие потенциал компании (версия)

Функции компании

Составляющие потенциала функции

1. Общее (стратегическое) управление

Эффективность деятельности; темпы роста объема производства; структура деятельности; радикальность нововведений; оптимальность стратегии; социальная зрелость коллектива; уровень технологии; степень предпринимательства; программно-целевое управление; творческий стиль руководства

2. Оперативное управление

Скоординированность целен деятельности; формирование механизмов управления; взаимодействие но вертикали и горизонтали; творческий потенциал линейных руководителей и специалистов; система ответственности; финансовое состояние; механизм самофинансирования; механизм заемных средств; предпринимательские реакции; участие трудящихся в управлении

3. НИОКР

Собственная система научно-технического развития; внешняя часть системы научно-технического развития; материально-техническая база НИОКР; структура работ; полезный выход; творческий потенциал специалистов; мотивация нововведений; мотивы конкуренции и кооперации; преобразующие нововведения; рутинные нововведения: адаптация к требованиям рынка; конвейер нововведений; развитие системы продукции; развитие технологии; проектирование зданий и сооружений

4. Производство

Производственная и конкурентная реакции; ритмичность; бездефектность; гибкость смены моделей; адаптация технологии; износ и исправность технологического оборудования; мотивация труда; трудовые отношения; квалификация рабочих кадров; управление запасами; материально-техническое снабжение; складирование и распределение продукции

5. Маркетинг

Исследование рынков; изменение каналов сбыта и поставки; стабильность сбыта и поставок; реклама; обслуживание продукции у потребителя; структура заказов; дифференциация продукции; привитие новых потребностей; имидж компании у потребителя

Для оценки уровня возможностей компании К3 можно использовать тот же прием, что и при оценке степени оптимальности действующей стратегии:

1. Составить перечень параметров (Рд), характеризующих действующий потенциал компании Сф (но группам функций).

2. Составить перечень параметров (Рб), характеризующих будущий потенциал компании С0, необходимый для реализации оптимальной стратегии.

3. Оценить экспертно степень соответствия текущих параметров и параметров будущего, исходя из того, что:

4. Определить среднее значение (3,- по каждой у-й функции предприятия:

где п - число параметров, определяющих потенциал данной функции.

5. Определить уровень возможностей компании:

где т - количество учитываемых функций предприятия. Таким образом,

Если принять каждый из сомножителей для наглядности равным поочередно 0,8; 0,5 и 0,25, то получим следующие значения КСФ, характеризующие силу позиции компании в конкуренции:

0,8 х 0,8 х 0,8 = 0,512 и выше - сильная позиция; 0,5 х 0,5 х 0,5 = 0,125 и выше - недостаточно сильная позиция;

0,25 х 0,25 х 0,25 = 0,016 - слабая позиция.

На основе этих оценок КСФ можно определить следующие интервалы для трехмерной матрицы выбора стратегических позиций в конкуренции:

от 0 до 0,1 - слабая позиция СЗХ;

от 0,1 до 0,5 - недостаточно сильная позиция СЗХ;

от 0,5 до 1,0 - сильная позиция СЗХ.