Политическая символика

Самый точный и скрупулезный анализ социально-экономических, политических и иных интересов различных категорий населения, мер и решений, законов и реформ, принимаемых и осуществляемых государством, партиями или отдельными политическими деятелями, без учета человеческого фактора не может дать правильное представление о реальных механизмах, мотивах и сущностных характеристиках политического процесса.

Экономический интерес – не единственный определяющий фактор всех без исключения сторон и проявлений человеческой жизни, в том числе и в политической сфере. Ведь человек – существо не только экономическое и политическое, но и социокультурное. Рациональные элементы в его сознании и поведении тесно переплетаются с эмоционально-волевыми и национально-психологическими; человек живет в мире традиций и мифов, символов и легенд.

Естественно, материальные интересы социальных слоев, классов и групп представляют собой могущественный фактор развития общественно-исторического процесса. Однако такие качества, как патриотизм, дружба, преданность семье, забота о больных и стариках, инвалидах, а также разного рода мифы, стереотипы, обычаи и традиции тоже играют значительную роль в определении содержания и направленности интересов и политического поведения людей. Человеком движут не только рациональный выбор, расчет, соображения выгоды, материальный интерес, но и вера, и убеждения. Они передаются от поколения к поколению и далеко не всегда подвержены рациональному истолкованию.

Неверно считать заблуждениями мифы, стереотипы, верования и полагать, что они рассеиваются в свете разума. Установить истинный смысл и ОГЛАВЛЕНИЕ общественно-политической жизни можно лишь в том случае, если изучается нс только сама объективная реальность, но и область мифологического, традиционного, оказывающая значительное влияние на формирование основных представлений людей об окружающем их мире. В современных условиях ряд важнейших социальных и политических проблем в обществе имеет социокультурное измерение, и правильно оценить политическое поведение людей в той или иной конкретной ситуации невозможно без учета состояния нравов, социально-психологической атмосферы, национальных отношений, уровня религиозности населения.

Отсюда можно, в частности, заключить, что неотъемлемой частью формирования и воспроизводства самосознания любого народа и государства являются национально-государственные символы и идеалы. Они выступают своеобразными связующими элементами политической культуры.

Символ представляет собой концентрированное выражение основной идеи, смысла явления или понятия, основанное на его структурном или ассоциативном сходстве с последними. Символы могут быть условно-графическими (христианский крест, серп и молот, нацистская свастика и т.д.) либо в виде изображения человеческих или иных фигур (Марианна во Франции, Джои Булл в Англии, дядя Сэм в США, медведь в России, страус в Австралии и т.д.).

На поведение людей зачастую гораздо более сильное влияние могут оказать не сами действия правительства, политиков и политических партий, сколько их символический смысл, господствующая в обществе система символики, ориентирующая людей на конкретный тип социальных отношений. Поэтому вполне объяснимо, что со времени возникновения национального государства политические лидеры разрабатывали и использовали различные национальные символы – флаги, гимны, гербы, денежные знаки, праздники – с целью объединить нацию вокруг какой-либо масштабной идеи, подвигнуть людей на те или иные действия.

Каждая страна имеет свой государственный или национальный флаг, олицетворяющий ее независимость и суверенитет как полноправного участника мирового сообщества. На фоне государственного флага главы государств (президенты, монархи), вступая в должность, произносят клятву верности стране и народу. Какое бы то ни было оскорбление флага в большинстве стран рассматривается как уголовно наказуемое преступление. Флаг в сочетании с гимном и другими атрибутами государственности во многих странах воспринимается как воплощение нации. Не случайно, когда граждане одной страны хотят выразить свой протест и недовольство действиями другого государства, они нередко прибегают к публичному сожжению его флага.

Как правило, ни одна официальная церемония не обходится без государственного флага. Он водружается на зданиях резиденции главы государства и правительства, в дни официальных праздников вывешивается на общественных зданиях. Это неизменный атрибут международных встреч, двусторонних или многосторонних переговоров. Флаги, развевающиеся на флагштоках перед зданием ООН, символизируют страны, входящие в эту международную организацию.

Наряду с флагом символом страны в представлении как ее граждан, так и иностранцев выступает герб.

Часто в качестве центрального элемента гербов используются изображения растений (например, кедр – у Ливана, кленовый лист – у Канады), животные (лев – у Великобритании), птицы (орел – у США, Германии, России). В последних двух случаях аналогии весьма очевидны: стилизованные фигуры льва – царя зверей, или орла, царствующего среди птиц, были призваны символизировать мощь и величие страны, непобедимость ее армии и одновременно – верховную власть монарха (главы государства).

В государственном гербе России центральное место занимает изображение двуглавого орла. Это один из древнейших символов власти, силы и мудрости. Орлы в таком качестве предстают уже на документах времен Древнего Египта. В VII в. до н.э. двуглавый орел символизировал объединение Мидийского царства с Ассирией.

По данным ряда исследований, в России двуглавый орел появляется среди геральдических символов в XV в. Как полагают историки, изображение византийского золотого орла на красном фоне было заимствовано Русью после женитьбы великого князя Московского Ивана III на племяннице последнего византийского императора Софии Палеолог. С тех пор российский герб неоднократно подвергался изменениям. В 1993 г. утвержден новый герб Российской Федерации, в котором воспроизведены основные атрибуты традиционного государственного герба Российской империи.

Наряду с девизом, гербом, флагом немаловажное место в национально-государственной символике занимает гимн: он исполняется на официальных церемониях, в дни общенациональных праздников, под его звуки спортсмены получают высшие награды на международных соревнованиях.

Выразителями национального духа, фактором, способствующим формированию национального самосознания и в то же время воплощением лица страны, могут выступать также места крупнейших сражений, религиозные центры, те или иные города. Не случайно, когда речь идет о вопросах политического характера, под Вашингтоном, как правило, подразумевают Америку вообще или же правительство США, подобно тому как при упоминании Москвы, Лондона, Парижа имеют в виду соответственно Россию, Великобританию, Францию.