Подготовка мер по финансовому оздоровлению организации

Она может проводиться поэтапно.

I этап. Повышение уровня платежеспособности, которое обеспечивается двумя путями.

А. Путем уменьшения размера текущих финансовых обязательств организации в краткосрочном периоде, которое возможно за счет:

– пролонгации краткосрочных финансовых кредитов;

– реструктуризации портфеля краткосрочных финансовых кредитов с переводом отдельных из них в долгосрочные;

– отсрочки расчетов по отдельным формам кредиторской задолженности;

– сокращения затрат на приобретение сырья, материалов;

– реструктуризации кредиторской задолженности.

Б. Путем увеличения денежных средств, обеспечивающих погашение просроченных и исполнение срочных обязательств, которое достигается:

– переводом части ликвидности оборотных активов в денежные средства (путем ликвидации портфеля краткосрочных финансовых вложений; ускорения инкассации дебиторской задолженности; уценки и продажи трудноликвидных заносов товарно-материальных ценностей и готовой продукции; снижения периода предоставления коммерческого кредита и др.);

– превращением ликвидных внебюджетных активов в денежные средства (путем реализации высоколиквидной части долгосрочных инструментов инвестиционного портфеля; ускорения продажи или сдачи в аренду неиспользованного оборудования; сдачи в аренду излишков производственной и административной площади и др.).

II этап. Восстановление финансовой устойчивости обеспечивается так.

А. Сокращением необходимого объема потребления финансовых ресурсов путем:

– сокращения объема производства нерентабельной и низкорентабельной продукции;

– совершенствования структуры управления и сокращения аппарата управления организации;

– обновления производственных внеоборотных активов за счет лизинга;

– снижения объема выплаты дивидендов;

– сокращения или отказа от социальных расходов организации, финансируемых за счет ее прибыли и др.

Б. Увеличением притока собственных финансовых ресурсов путем:

– увеличения выпуска рентабельной продукции;

– снижения себестоимости выпускаемой продукции;

– оптимизации цеповой политики организации;

– увеличения доли предоплаты покупателей за отгруженную продукцию;

– проведения ускоренной амортизации основных фондов;

– дополнительного выпуска ценных бумаг организации (акций, облигаций) и др.

III этап. Обеспечение финансовой стабильности в длительном периоде обеспечивается:

– внедрением новых видов рентабельной продукции;

– снижением себестоимости продукции за счет использования новых видов материальных ресурсов;

– повышением качества продукции;

– ускорением оборачиваемости оборотных средств;

– сокращением сроков расчета за поставляемую продукцию.

При постановке и осуществлении задач по финансовому оздоровлению предприятия руководство предприятия и прежде всего его финансовый менеджмент должны спланировать и реализовать комплекс мер по следующим направлениям финансовой работы.

1. Сокращение капитальных вложений может быть достигнуто путем:

остановки инвестиционных проектов или возврата ранее вложенных средств;

– передачи объектов незавершенного строительства или привлечения новых инвесторов для ее завершения;

– переориентирования инвестиционного проекта.

2. Рационализация производственных заносов за счет:

– уменьшения неприкосновенных запасов;

– распределения запасов но степени важности;

– определения излишков материалов и сырья;

– уменьшения затрат, связанных с хранением запасов;

– продажи излишних запасов.

3. Ускорение оборота денежных средств путем:

– создания системы скидок для клиентов, покупающих продукцию с предоплатой, увеличивающих объем закупок, своевременно оплачивающих закупки и др.;

– продажи дебиторской задолженности другим юридическим лицам;

– установления лимита на закупку покупателям с низким уровнем их платежеспособности.

4. Снижение затрат в производственной и коммерческой деятельности путем:

– сокращения общехозяйственных расходов в том числе транспортных, командировочных, на охрану и др.;

– внедрения ресурсосберегающих технологий;

– упрощения организационной структуры предприятия за счет сокращения излишек звеньев управления;

– усиления контроля за расходом электроэнергии, воды, топлива и др.;

– снижения затрат за счет интеграции с поставщиками, покупателями;

– сокращения затрат на рекламу;

– повышения уровня механизации труда;

– снижения затрат на закупку материалов, сырья;

– внедрения прогрессивных форм оплаты труда;

– снижения уровня брака, отходов и производства.

5. Уменьшение оттока денежных средств путем:

– разделения поставщиков на группы в целях определения приоритетности задолженности;

– увеличения сроков платежей менее важным поставщикам;

– нахождения альтернативных поставщиков, предлагающих более выгодные условия оплаты.

6. Реструктуризация и уменьшение дебиторской задолженности путем:

– взаимозачета взаимных платежных требований до арбитражных процедур;

– передачи дебитором в счет погашения своей задолженности быстроликвидных ценных бумаг или части своего имущества;

– переоформления дебиторской задолженности в векселя;

– увеличения размера предоплаты за продукцию;

– применения процедуры факторинга;

– взыскания дебиторской задолженности со скидкой;

– подачи имущественного иска на должника в арбитражный суд.

7. Реструктуризация и уменьшение кредиторской задолженности путем:

– отсрочки и рассрочки платежей;

– взаимозачета взаимных платежных требований;

– переоформления задолженности в вексельные обязательства;

– заключения соглашения об отступном;

– перевода краткосрочных обязательств в долгосрочные;

– передачи кредитору части имущества;

– передачи кредитору своей дебиторской задолженности;

– списание задолженности.