Лекция 20. ПЛАНИРОВКА, ЗАСТРОЙКА И БЛАГОУСТРОЙСТВО СЕЛИТЕБНОЙ ТЕРРИТОРИИ

Селитебная территория не может быть полноценной без сети предприятий культурно-бытового обслуживания населения. Культурно-бытовое обслуживание строится по принципу многоступенчатой системы, которая включает в себя предприятия трех типов:

повседневного пользования – посещаются ежедневно; удалены от жилых домов на расстояние до 500 м, которое преодолевается пешим ходом за время, равное 5–7 мин;

периодического пользования – посещаются 1–2 раза в неделю; удалены от жилых домов на расстояние до 1000 м, которое преодолевается на транспорте не более чем за 15 мин;

эпизодического пользования – посещаются эпизодически, удалены от жилых домов на значительное расстояние, которое преодолевается на транспорте.

В городах следует формировать систему общественных центров, включающую общегородской центр, центры планировочных районов (зон), жилых и промышленных районов, зон отдыха, торгово-бытовые центры повседневного пользования, а также специализированные центры (медицинские, учебные, спортивные и др.), которые допускается размещать в пригородной зоне (рис. 20.1).

Рис. 20.1. Структура обслуживающих учреждений города:

1 – городской центр; 2 – центр жилого района; 3 – центр микрорайона; 4 – граница жилого района; 5 – микрорайоны; 6 – зеленые насаждения жилых районов; 7 – городские зеленые насаждения

К числу учреждений повседневного пользования относятся следующие:

• продовольственные магазины, торгующие товарами повседневного спроса: могут быть встроены в первые этажи жилых домов; должны иметь короткие и удобные подъезды с улиц и хозяйственные дворы;

• школы: размещаются на обособленном участке площадью 0,3-0,5 га, расположенном в глубине жилой застройки и удаленном от автодорог, гаражей и магазинов; на территории школы устраивают спортплощадку и сад;

• детские сады-ясли: размещаются на обособленном участке площадью 0,2-0,8 га, расположенном в центральной части жилой застройки и удаленном от автодорог; на территории устраивают благоустроенные детские площадки и зеленые насаждения.

Учреждения периодического пользования целесообразно объединять в общественно-торговые центры жилых районов (обслуживают несколько микрорайонов). В состав общественно-торгового центра могут быть включены предприятия торговли, общественного питания, бытового обслуживания, кинотеатр с универсальным залом, клуб, библиотека, спортивные помещения и т.п.

Учреждения эпизодического обслуживания располагают в городских центрах, у мест массового приложения труда, у вокзалов, гостиниц и т.п.

Функциональные требования

При проектировании жилой застройки, как правило, выделяются следующие два основных уровня структурной организации селитебной территории.

Жилой район – структурный элемент селитебной территории площадью, как правило, от 80 до 250 га, в пределах которого размещаются учреждения и предприятия с радиусом обслуживания не более 1500 м, а также часть объектов городского значения; границами, как правило, являются труднопреодолимые естественные и искусственные рубежи, магистральные улицы и дороги общегородского значения.

Микрорайон (квартал) – структурный элемент жилой застройки площадью, как правило, 10–60 га, но не более 80 га, не расчлененный магистральными улицами и дорогами, в пределах которого размещаются учреждения и предприятия повседневного пользования; границами, как правило, являются магистральные или жилые улицы, проезды, пешеходные пути, естественные рубежи. Классический микрорайон состоит из 3–4 жилых групп, каждая из которых представляет собой несколько средне- или многоэтажных жилых домов, как правило, типовых серий, выходящих в обширный общий двор с расположенным по центру детским садом (яслями). Своеобразным ядром микрорайона служит школа, обычно с небольшим стадионом на пришкольном участке. Другие главные компоненты инфраструктуры микрорайона: поликлиника, торговый центр. Количество магазинов, озеленения, спортивных площадок и т.п. внутри микрорайона также строго нормируется исходя из укрупненных удельных показателей. Другими словами, на расчетное число жителей должно приходиться определенное количество учреждений обслуживания и рекреационных территорий, что теоретически должно гарантировать равное для всех качество среды проживания. В микрорайоне отсутствуют сквозные проезды на внутренней территории. Два-три микрорайона образуют жилой район.

Жилой район является, как правило, объектом разработки проекта детальной планировки, а микрорайон (квартал) – проекта застройки.

В пределах жилых районов устраивается система жилых улиц и пешеходных дорог, создающих подходы к учреждениям обслуживания и остановкам общественного транспорта. Жилые улицы являются границами микрорайонов.

На территории жилого микрорайона выделяют различные зоны:

• жилую;

• дошкольных учреждений;

• школьную;

• спортивную;

• культурно-бытовых учреждений;

• отдыха;

• хозяйственную.

Функциональная организация жилых микрорайонов, так же как и города, выражается в функциональном зонировании территории и обеспечении связей внутри зон и между ними.

При проектировании жилой застройки следует предусматривать размещение площадок, размеры которых и расстояния от которых до жилых и общественных зданий принимать не менее приведенных в табл. 20.1.

Таблица 20.1

Размеры площадок и расстояние от них до зданий

Площадки

Удельные размеры площадок, м2/человек

Расстояния от площадок до жилых и общественных зданий, м

Для игр детей дошкольного и младшего школьного возраста

0,7

12

Для отдыха взрослого населения

0,1

10

Для занятий физкультурой

2,0

10-40

Для хозяйственных целей

0,3

20

Для выгула собак

0,3

40

Для стоянки автомашин

0,8

10–30 (в зависимости от числа автомашин)

Основой жилой застройки являются жилые дома. Их типы подбирают так, чтобы набор квартир соответствовал демографической характеристике населения. При этом учитываются численный и возрастной состав семей, степень и характер занятости в общественном производстве, характер жизненного уклада, национальные традиции.

От жилых домов устраивают удобные и наиболее короткие пешеходные пути движения к остановкам общественного транспорта Удаление остановок общественного транспорта от жилых домов не должно превышать 500 м. Жилые дома должны быть также связаны удобными и короткими пешеходными путями с учреждениями повседневного пользования.

Въезды на территорию микрорайонов и кварталов, а также сквозные проезды в зданиях следует предусматривать на расстоянии не более 300 м один от другого, а в реконструируемых районах при периметральной застройке – не более 180 м. Внутри жилых микрорайонов предпочтительна система кольцевых и тупиковых проездов.