Особенности социально-гуманитарных наук

Особенности социально-гуманитарных наук наиболее наглядно выявляются в их сопоставлении с естественными науками, и в предыдущем параграфе такая задача частично решена.

В табл. 6.1 схематически обобщены идеи неокантианства и философии жизни относительно разделения естествознания и обществознания. Однако современная философия науки по ряду позиций понимает такие различия по-иному, поэтому к некоторым позициям таблицы требуются комментарии, вытекающие из современных представлений философии науки.

Природа – человек, общество, культура

Отметим рациональное зерно в воззрениях неокантианцев: объекты исследования сами по себе еще не вызывают различия в науках. Действительно, человек является объектом исследования не только социально-гуманитарных, но и естественных наук. Для выявления различий надо выявить специфику предмета исследования. Так, человек рассматривается в качестве предмета естествознания, когда исследованию подлежат такие его характеристики, которые сближают его с природными объектами. Человек, рассматриваемый с точки зрения биологического организма, становится полноценным предметом изучения биологических наук, и способ такого изучения принципиально не отличается от исследования других высших животных, а объективные законы биологии при таком подходе распространяются и на человека.

Принципиальное различие естествознания и обществознания обнаруживается тогда, когда рассматривается, во-первых, специфика законов природы и общества, во-вторых, диалектика объективного и субъективного в генезисе и функционировании объекта естествознания и обществознания. Г. Риккерт, В. Дильтей и В. Виндельбанд были сходны во мнении относительно существования законов общества: поскольку социальные явления и исторические события индивидуальны, уникальны, то не может существовать законов истории. Здесь не учитываются два аспекта.

Первый аспект связан с пониманием сущности законов. Современная наука исходит из понимания закона как объективной, устойчивой, необходимой, существенной повторяющейся связи между явлениями. Такая связь может носить как динамический, однозначный характер связи между небольшим (2–3) числом явлений (таковы закон Ома, закон всемирного тяготения, законы Кеплера; но такие законы даже в природе скорее исключение, чем правило); так и стохастический (статистический) характер связи между большим числом однородных явлений (законы экологии вряд ли могут точно описать репродуктивное поведение конкретного зайца или конкретной зайчихи, но прекрасно описывают поведение всей популяции зайцев). В этой ситуации закон выступает как тенденция протекания огромного числа индивидуальных событий.

Так, невозможно выявить особенности поведения одной конкретной молекулы газа, например, в учебной аудитории. Зато знакомые каждому старшекласснику законы Бойля – Мариотта, другие газовые законы успешно описывают поведение миллионов и миллиардов молекул газа.

Социальные законы, или законы общества, как раз и носят статистический характер, выступая как законы-тенденции, описывающие поведение масс людей. Так, законы экономики не описывают поведение одного конкретного покупателя, но прекрасно характеризуют поведение большой массы покупателей на потребительском или ином рынке.

Второй аспект связан с диалектикой объективного и субъективного в механизме действия законов.

Законы природы объективны не только с точки зрения независимого от человека существования, но и механизм их реализации включает в себя исключительно объективные компоненты. Законы общества – это законы деятельности людей, поэтому они не могут существовать вне и помимо общества. В то же время деятельность людей всегда мотивирована, поэтому субъективные факторы играют существенную роль в поведении как отдельного человека, так и социальных групп, равно как и общества в целом. У неокантианцев и в философии жизни абсолютизируется как раз эта субъективная сторона человеческого поведения. Однако, хотя человек и наделен свободой воли, он все же не может действовать по абсолютному произволу. Как бы ни был закален индивид, он не в состоянии в сильный мороз долго и плодотворно работать без теплой одежды. Свобода воли человека ограничена (детерминирована) большим числом объективных по отношению к конкретной личности или социальной группе факторов: природно-климатических, технических, хозяйственно-экономических. Система этих факторов и формирует поле необходимости, ограничивающее число вариантов человеческого поведения. Поскольку поле необходимости образовано системой объективных факторов, этот компонент механизма социальных законов весьма схож с механизмом законов природы.

Однако в механизме социальных законов внутренние границы поля необходимости (образующего систему возможностей для субъекта) совпадают с внешними границами поля свободы, характеризующего систему выборов поведения для конкретного субъекта. Такого рода свободный выбор определяется субъективными факторами: желаниями, эмоциями, потребностями, наконец, знаниями и умениями. Если поле необходимости образует внешние рамки свободы, то поле свободы совпадает с внутренними для человека факторами, со способностью человека воспользоваться предоставленными возможностями. Так, современный Интернет предлагает на выбор тексты практически на любом языке, однако свободой такого выбора не может воспользоваться человек, не знающий иностранных языков.

Таким образом, механизм действия социальных законов представляет собой неразрывное единство объективных и субъективных факторов, но из этого отнюдь не вытекает, что социальных законов не существует вообще. Другое дело, что одни социально-гуманитарные науки могут быть в большей мере нацелены на исследование объективных факторов и их цель – выявление социальных законов, а другие науки направлены на исследование субъективных (нередко уникальных) факторов социального развития, и они нацелены на описание такого рода факторов.