Особенности применение механизма операционного рычага в управлении финансовыми результатами.

Положительное воздействие операционного рычага начинает проявляться лишь после того, как достигнута точка безубыточности. Для того чтобы положительный ЭОР начал проявляться, организация сначала должна получить достаточный размер маржинального дохода, чтобы покрыть свои постоянные затраты. Это связано с тем, что постоянные затраты независимы от конкретного объема деятельности, поэтому чем выше их сумма и коэффициент операционного рычага, тем позже при прочих равных условиях будет достигнут порог рентабельности. В связи с этим пока организация не обеспечила безубыточность своей деятельности, высокий коэффициент операционного рычага будет служить дополнительной нагрузкой на пути к достижению точки безубыточности.

После преодоления порога рентабельности чем выше коэффициент операционного рычага, тем большей силой воздействия на прирост прибыли будет обладать организация при увеличении объема деятельности.

Наибольшее положительное воздействие операционного рычага достигается в области, максимально приближенной к точке безубыточности (после ее прохождения). По мере удаления от точки безубыточности (т.е. при росте запаса финансовой прочности) ЭОР начинает снижаться. Это значит, что каждый последующий процент прироста объема продаж будет приводить к меньшему темпу прироста суммы прибыли (но при этом темпы прироста суммы прибыли все равно будут больше, чем темпы прироста объема продажи).

Механизм операционного рычага может иметь обратную направленность - при любом снижении объема продажи размер прибыли будет снижаться в еще большей степени. Пропорции снижения зависят от значения коэффициента операционного рычага: чем выше это значение, тем более высокими темпами будет уменьшаться сумма прибыли по отношению к темпам снижения объема продаж. Аналогично по мере приближения к точке безубыточности в обратном направлении негативный эффект темпов снижения прибыли по отношению к темпам снижения объема продаж будет возрастать. Пропорциональность снижения или возрастания ЭОР при неизменном значении его коэффициента позволяет сделать вывод о том, что коэффициент операционного рычага уравнивает соотношение уровня доходности и уровня риска.

Эффект операционного рычага постоянен только в коротком периоде. Это определяется тем, что постоянные затраты не изменяются на протяжении короткого отрезка времени. При значительном увеличении объема продаж происходит скачок суммы постоянных затрат, что приводит к необходимости преодолевать новую точку безубыточности. Это, в свою очередь, приводит к изменению коэффициента операционного рычага, и его эффект по-новому проявляется в новых условиях.

Учет механизма проявления операционного рычага позволяет целенаправленно управлять соотношением постоянных и переменных затрат в целях повышения эффективности деятельности организации. Организация может изменять значения коэффициента операционного рычага при различных тенденциях конъюнктуры рынка и стадиях жизненного цикла.

При неблагоприятной конъюнктуре рынка, когда возможно снижение объема продажи, а также на ранних стадиях жизненного цикла организации, в случае если не преодолена точка безубыточности, необходимо принимать меры к снижению значения коэффициента операционного рычага.

И наоборот, при благоприятной конъюнктуре рынка и наличии определенного запаса финансовой прочности требования к снижению постоянных затрат могут быть несколько ослаблены - в такие периоды организация может значительно расширять объем реальных инвестиций, проводя реконструкцию и модернизацию основных средств.

Управление операционным рычагом может осуществляться путем воздействия как на постоянные, так и на переменные затраты.

Для повышения эффективности управления затратами можно использовать следующую схему непрерывных аналитических процедур (см. рис. 11.2).

Рис. 11.2. Принципиальная схема управления затратами

1. Сбор данных о затратах по принятой системе центров затрат.

2. Разделение затрат на переменные и постоянные с оценкой величины переменных затрат на единицу продукции, работ, услуг.

3. Локализация постоянных затрат по видам продукции, центрам затрат.

4. Проведение анализа безубыточности, запаса финансовой прочности, ЭОР для каждого вида продукции, работ, услуг.

5. Проведение целевого планирования прибыли, которое позволяет выявить объем продаж для достижения заданной величины прибыли, и оценка запаса финансовой прочности для планируемого объема продаж.

При управлении постоянными затратами следует учитывать, что их высокий уровень определяется видами деятельности. Кроме того, для снижения постоянных затрат необходим определенный период времени. Поэтому при высоком значении коэффициента операционного рычага гибкость в управлении затратами снижается. Однако в любой организации имеются реальные резервы снижения суммы и удельного веса постоянных затрат.

К числу таких резервов относятся:

o сокращение накладных расходов (расходов по управлению) при неблагоприятной конъюнктуре рынка;

o продажа части неиспользуемых основных средств и нематериальных активов с целью снижения амортизационных отчислений;

o использование краткосрочных форм лизинга основных средств вместо их приобретения в собственность;

o оптимизация затрат на ОГЛАВЛЕНИЕ основных средств, потребляемых услуг и др.

При управлении переменными затратами необходимо стремиться к росту суммы маржинального дохода для скорейшего преодоления точки безубыточности на основе их экономии. После преодоления точки безубыточности сумма экономии переменных затрат будет обеспечивать прямой прирост прибыли.

Основные резервы экономии переменных затрат:

o снижение численности работников основного и вспомогательных производств за счет обеспечения роста производительности труда;

o оптимизация размера запасов сырья, материалов, готовой продукции, товаров в периоды неблагоприятной конъюнктуры рынка;

o обеспечение выгодных условий поставки сырья и материалов, товаров и др.

Целенаправленное управление постоянными и переменными затратами, оперативное изменение их соотношения при меняющихся условиях хозяйствования позволяют увеличить потенциал формирования прибыли организации.