Особенности концептуальной модели интегрированной системы менеджмента

Интегрированная система менеджмента (ИСМ) – это комплексная система менеджмента организации, ориентированная на изготовление качественной продукции, качественное выполнение работ (услуг) и основанная на интеграции систем функционального и процессного менеджмента путем применения TQM-ориентированных стандартов на системы менеджмента при условии выполнения требований экологических и социальных нормативов, нормативов безопасности труда и т.д.

Целью интеграции систем менеджмента является достижение наивысшей конкурентоспособности организации с использованием современных достижений теории и практики управления.

Как уже отмечалось выше, в интегрированной системе менеджмента в качестве базового системообразующего элемента выступает стандарт ГОСТ Р ИСО 9001–2008. В этом стандарте устанавливаются основные требования к системам менеджмента, ориентированным на качество, которые могут быть использованы для достижения внутренних целей организации, ведения делового сотрудничества, подготовки и проведения сертификации. В этот стандарт не включены требования специфичные для других систем управления, таких как управление окружающей средой, экологической и социальной безопасностью, финансами, что предопределяет при создании интегрированных систем менеджмента необходимость его использования совместно с другими стандартами.

Основу интеграции, как показывает сложившаяся практика, составляют стандарты систем менеджмента нового поколения – ИСО серии 9000, ИСО 14000, OHSAS 18001 и SA 8000 (ИСО 26000). Они играют большую роль в понимании проблем современного менеджмента, его основополагающей методологии – TQM, а также ряда общих принципов, и при совместном применении этих стандартов можно раскрыть потенциал организации.

Основные принципы создания интегрированной системы менеджмента организации, основанные на анализе лучшего зарубежного и отечественного опыта с использованием предложенной концептуальной модели разработанных руководящих документов по интегрированной системе менеджмента можно идентифицировать следующим образом:

• подход, основанный на управлении рисками;

• баланс интересов всех заинтересованных сторон;

• соответствие законодательным и другим требованиям;

• лидерство руководства;

• подход, основанный на стратегическом управлении и планировании;

• процессный подход;

• системный подход к менеджменту;

• вовлечение персонала;

• принятие решений, основанных на фактах;

• постоянное улучшение.

Главным требованием методологии при разработке интегрированной системы менеджмента является разработка единой концептуальной модели интегрированной системы менеджмента на основе процессного подхода и принцип PDCA.

С учетом опыта разработки систем менеджмента, а также требований международных и национальных стандартов, стратегии развития организации концептуальная модель интегрированной системы менеджмента (ИСМ) управления может быть представлена в общем виде (рис. 12.1).

Как видно из концептуальной модели, требования четырех вышеназванных стандартов систем менеджмента могут быть унифицированы на принципах PDCA. Возможность интеграции стандартов, как уже отмечалось выше, обусловлена:

• характером развития менеджмента (переход от внедрения отдельных элементов до реализации системного подхода);

• сдвигом от технических к организационным решениям;

• необходимостью обеспечения сотрудничества различных звеньев в рамках технологической цепи;

• усилением воздействия внешней среды на организацию;

• потребностью в развитии организационной культуры производства;

• идентичностью структуры данных стандартов (политика, организация, управление процессами, корректирующие действия, внутренние аудиты, оценка со стороны руководства, цикличность процессов управления, организационные возможности, требования постоянного совершенствования).

Кроме того, во всех упомянутых выше международных стандартах есть указание на обеспечение безопасности и содержится требование по идентификации тех характеристик системы, которые являются критическими для безопасного и надлежащего функционирования продукции (например, требования, относящиеся к эксплуатации, хранению, погрузочно-разгрузочным работам, техническому обслуживанию и утилизации); предусмотрена идентификация, документирование, оценка улучшения.

Согласно принятой концептуальной модели интеграция систем менеджмента любой организационной структуры может осуществляться на разных уровнях: политики, отдельных мероприятий, процедур, инструкций, документации, единого руководства (положения) по менеджменту, в масштабе менеджмента всей организации (интегрированной системы менеджмента). Пути интеграции также могут быть различными: интеграция начинается с самого начала проектирования системы менеджмента или имеющиеся в организации функциональные системы менеджмента развиваются независимо друг от друга, а затем интегрируются в единое целое, возможно просто введение новых аспектов в уже существующую систему управления.

Рис. 12.1. Концептуальная модель интегрированной системы менеджмента

Основой интеграции систем может быть любая система менеджмента, отвечающая принципам указанных международных стандартов и соответствующая требованиям, предъявляемым руководством организации.

Процесс интеграции может быть параллельным или последовательным, но с четким определением сроков внедрения, этапов и требований к результатам, что позволяет осуществлять контрольные и корректирующие действия. Разработка и внедрение интегрированной системы менеджмента может осуществляться организацией самостоятельно или совместно с консультантами.