Основные способы обеспечения законности в деятельности субъектов административной власти

Государственным контроль (президентским, парламентский, административный, судебный). Прокурорский надзор. Административный надзор. Обращения граждан и организаций в государственные органы и органы местного самоуправления как способ обеспечения законности.

Государственный контроль в сфере административного управления - это проверка уполномоченными органами государственной власти законности, целесообразности и эффективности деятельности, осуществляемой субъектами административной власти. В литературе выделяют многочисленные виды государственного контроля, основаниями для которых служат самые разнообразные критерии.

По критерию объема контрольной деятельности различают общий и специальный контроль. Общий контроль охватывает всю деятельность подконтрольных субъектов. Специальный контроль распространяется лишь на определенные виды деятельности подконтрольных субъектов или определенные виды подконтрольных объектов либо выполняется органами специальной (контрольной) компетенции (например, Счетной палатой РФ). По критерию стадии контрольной деятельности могут быть выделены такие виды контроля, как предварительный, текущий и последующий. В зависимости от того, являются контролирующие органы внешними по отношению к системе административного управления либо входят в состав указанной системы, выделяют контроль внешний и внутренний. По виду органов государственной власти, осуществляющих контрольную деятельность, различают президентский, парламентский, административный и судебный контроль.

Президентский контроль а сфере административного управления имеет место при реализации Президентом РФ своих полномочий, установленных в Конституции РФ [27. Гл. 4. Ст. 80-90]. Президент РФ, в частности, формирует Правительство РФ, иные федеральные органы исполнительной власти, Совет Безопасности РФ и Администрацию Президента РФ. Он назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ, назначает и отзывает дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях. Президент РФ имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ и непосредственно руководит рядом органов исполнительной власти (министерствами обороны, внутренних и иностранных дел, юстиции и др.)- Президент РФ может отменять постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и своим указам, а также приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ [27. Ст. 85, ч. 2; ст. 115, ч. 3].

Президент РФ осуществляет контрольные полномочия не только непосредственно, но и через структурные подразделения Администрации Президента РФ и Совета Безопасности РФ. В составе Администрации контрольную деятельность осуществляют Государственно-правовое управление Президента РФ, Контрольное управление Президента РФ и полномочные предстатели Президента РФ в федеральных округах. Все перечисленные органы призваны обеспечивать деятельность Президента РФ.

Основная контрольная функция Государственно-правового управления состоит в осуществлении контроля за правильностью и своевременностью опубликования федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ [253. П. 4].

Контрольное управление Президента РФ является органом специальной контрольной компетенции. Одной из основных его задач является контроль исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, организациями федеральных законов, указов, распоряжений, иных решений, документов и поручений Президента РФ [257. П. 3].

Институт полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах сформирован в целях обеспечения реализации главой государства своих конституционных полномочий, повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствования системы контроля за исполнением их решений. Полномочные представители организуют контроль за исполнением в соответствующем федеральном округе решений федеральных органов государственной власти, в том числе федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, за реализацией федеральных программ. В процессе контрольной деятельности они взаимодействуют с Контрольным управлением Президента РФ и органами прокуратуры РФ |237. П. 5, 6].

Парламентский контроль в сфере административного управления осуществляют органы законодательной власти ['осени в лице двухпалатного Федерального Собрания РФ в составе Совета Федерации и Государственной Думы. Указанные палаты образуют Счетную палату РФ для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета [27. Ст. 101, ч. 5; 160].

Совет Федерации реализует контрольные полномочия при: 1) рассмотрении федеральных законов, в том числе о федеральном бюджете; 2) утверждении изменения границ между субъектами РФ; 3) утверждении указов Президента РФ о введении чрезвычайного положения и военного положения; 4) решении вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ; 5) отрешении Президента РФ от должности; 6) назначении на должность и освобождении от должности Генерального прокурора РФ; 7) назначении на должность и освобождении от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава его аудиторов [27. Ст. 102].

Государственная Дума осуществляет контрольные полномочия при рассмотрении следующих вопросов: 1) о принятии федеральных законов, в том числе о федеральном бюджете; 2) о даче согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ; 3) о доверии Правительству РФ; 4) о назначении на должность и освобождении от должности Председателя Центрального банка РФ; 5) о назначении на должность и освобождении от должности Председателя Счетной палаты и половины состава его аудиторов; 6) о назначении на должность и освобождении от должности Уполномоченного по правам человека РФ; 7) об объявлении амнистии; 8) о выдвижения обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности [27. Ст. 103].

Органы законодательной власти Российской Федерации и ее субъектов используют в своей контрольной деятельности следующие основные формы: 1) подготовку и принятие парламентского (депутатского) запроса; 2) проведение парламентских (депутатских) слушаний; 3) заслушивание на заседаниях органов законодательной власти членов Правительства РФ и правительств субъектов РФ (парламентский час); 4) рассмотрение вопросов, отнесенных к ведению органов законодательной власти на заседаниях их комитетов и комиссий; 5) приглашение на заседания комитетов и комиссий представителей федеральных и региональных органов исполнительной власти; 6) запрос комитетами и комиссиями необходимых материалов и документов; 7) парламентские расследования. К сожалению, последняя из перечисленных форм контрольной деятельности органов законодательной власти не получила в России должного развития, что, несомненно, свидетельствует о низком уровне развития парламентаризма в стране.