Организационный тренинг

Тренинг (англ. training от train – обучать, воспитывать) – метод активного обучения, направленный па развитие знаний, умений, навыков и социальных установок. Тренинг достаточно часто используется в том случае, если важно не только передать новую информацию, но и сформировать навыки и потренироваться в использовании новых знаний на практике.

Считается, что тренинг является один из эффективных методов обучения.

Л. А. Петровская определяет три цели тренинга: повышение адекватности в анализе себя, партнера по общению, групповой ситуации в целом. По мнению многих авторов, трудно говорить об универсальных целях тренинга. На формирование целей тренинга влияют:

1) концепция человека;

2) личные потребности тренируемых;

3) теоретические и методические средства тренинга;

4) уровень квалификации тренера. При проведении организационного тренинга важно учитывать задачи, которые формулирует заказчик.

Начало возникновения тренингов связано с именем известного социального психолога К. Левина, который в 1946 г. основал первые тренинговые группы (Т-группы), направленные на повышение компетентности в общении. Успешная работа учеников К. Левина привела к основанию в США Национальной лаборатории тренинга. В ней была создана группа тренинга базовых умений. В Т-группах эффективному межличностному взаимодействию, умению руководить, разрешать конфликты в организациях, укреплять групповую сплоченность обучали управленческий персонал, менеджеров, политических лидеров. В 1954 г. появляются тренинговые группы, ориентированные на выяснение жизненных ценностей человека, усиление чувства его самоидентичности, они получили название групп сензитивности.

В 1960-е гг. возникает движение тренинга социальных и жизненных умений, который применялся для профессиональной подготовки учителей, консультантов, менеджеров в целях психологической поддержки и развития. Данное движение имело в своей основе традиции гуманистической психологии К. Роджерса. Среди жизненных умений выделялись следующие: умения решения проблем, общения, настойчивости, уверенности в себе, критичности мышления, умения самоуправления и развития Я-концепции; межличностное общение, поддержание здоровья, развитие идентичности, решение проблем и принятие решений; эмоционального самоконтроля, межличностных отношений, самопонимания, самоподдержки и концептуализации опыта.

В 1970-е гг. в Лейпцигском и Йенском университетах под руководством М. Форверга был разработан метод, названный социально-психологическим тренингом. Средствами тренинга выступали ролевые игры с элементами драматизации, создающие условия для формирования эффективных коммуникативных навыков. Практической областью приложения разработанных М. Форвергом методов стала социально-психологическая подготовка руководителей промышленного производства.

В 1980-х гг. в России стали появляться первые разработки по тренингам (Ю. Н. Емельянов, Н. В. Клюева, А. Г. Ковалев, Л. А. Петровская и др.).