Общие принципы открытости

Стихийная открытость, распахнутость не только не способствует экономическому развитию, но и, наоборот, является угрозой экономической безопасности страны. Разумная открытость строится на трех основных принципах:

– эффективности;

– конкурентоспособности;

– национальной безопасности.

Принцип эффективности. Данный принцип является основным и неразрывно связан с двумя другими. Эффективность в первую очередь достигается за счет международной специализации и кооперации.

■ Международная специализация производства – форма разделения труда между странами, при которой происходит дифференциация национальных производств, занимающихся изготовлением однородных продуктов для реализации как на национальном, так и на мировом рынках.

Некоторые экономисты (Янг, Келдор и др.) считают, что специализация является главной чертой прогресса и подразумевает увеличение объема экспорта благодаря высокой производительности, которая, в свою очередь, подразумевает увеличение объема промышленного производства.

Специализация ведет к возрастанию числа отраслей, технических и управленческих навыков. Но в то же время специализация ограничивает ассортимент выпуска в пределах определенной отрасли, что заставляет людей кооперироваться в обмене товарами, услугами.

■ Международная кооперация производства – сотрудничество национальных экономических комплексов в целях взаимодополнения и координации производственных циклов.

Преимуществами кооперации являются увеличение конкурентоспособности отрасли, общие правила для субъектов, действующих на мировом рынке.

Кооперация существует в различных формах: торговля, инвестиции, партнерство, совместные предприятия, ассоциации свободной торговли, таможенные союзы, многонациональные и транснациональные корпорации.

Переход к политике открытости, снижение пошлин и барьеров, ограничивающих внешнюю торговлю, инвестиции и поток капиталов как в страну, так и из страны, ведут к углублению специализации и кооперации, а значит, повышению эффективности труда.

Принцип конкурентоспособности. Здесь центральное место занимает идея о взаимосвязи четырех главных параметров экономики, формирующих конкурентную макросреду, в которой действуют фирмы конкретной страны.

Этими параметрами являются следующие.

Факторные условия. Наряду с традиционными факторами производства (труд, земля, капитал, предпринимательская способность) учитываются и такие факторы, как информационная обеспеченность научной, технической, а также рыночной структур, состояние транспортной системы, системы здравоохранения, системы связи и даже обеспеченность населения жилым фондом. Факторы в своем большинстве страной не наследуются, а создаются в процессе развития (расширения) производства.

Условия (параметры) спроса. В первую очередь это емкость спроса, динамика его развития, дифференциация, потребности других стран в определенных товарах, кредитных ресурсах, инвестициях.

Близкие и обслуживающие отрасли. Наличие в национальной экономике высокоразвитых родственных и поддерживающих экспортно ориентированных фирм является необходимым условием создания и поддержания конкурентного преимущества на мировом рынке.

Стратегия фирмы и конкуренция на внутреннем рынке.

В формировании национального конкурентного преимущества огромную роль играет правительство страны. Своей денежно-кредитной, бюджетно-налоговой и внешнеторговой политикой оно прямо влияет на параметры спроса и факторы производства.

В условиях открытой экономики успех национальных производителей на внешнем рынке стимулирует рост их конкурентоспособности на внутреннем. И наоборот, преуспевающие фирмы, закаленные в борьбе на внутреннем рынке, используют приобретенные в этой борьбе конкурентные способности на более жестких (а порой и жестоких) мировых рынках. Чем ожесточеннее борьба на внутреннем рынке, тем больше вероятность того, что такие фирмы выдержат испытание временем и будут господствовать за границей.

Принцип национальной безопасности. Национальная безопасность достигается за счет активизации процессов государственного регулирования в национальных экономиках, а также за счет различных международных соглашений.

Основными инструментами государственного регулирования внешней торговли являются:

тарифные методы – совокупность средств воздействия на внешнюю торговлю с помощью экономических ограничений (таможенных сборов, пошлин, акцизов и т.п.);

нетарифные методы – группа прямых, административных средств влияния на внешнюю торговлю (через квотирование, лицензирование, введение технических стандартов, санитарных норм и т.п.).

Открытая экономика предполагает сокращение тарифных и нетарифных методов регулирования, т.е. либерализацию режима внешней торговли, что может существенно снизить безопасность стран, поддерживающих такого рода политику. В этой связи возрастает значение других видов межгосударственного регулирования, таких как двусторонние и многосторонние соглашения и договоренности, зоны свободной торговли, таможенные союзы, различные международные организации.