Налоговое представительство

Налогоплательщик может участвовать в налоговых правоотношениях как лично, так и через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом. Наличие представителя не исключает возможности личного участия налогоплательщика при использовании своих налоговых прав и исполнении своих налоговых обязанностей.

Налоговый кодекс РФ, установив право налогоплательщика на представительство, не раскрывает само его понятие. Исходя из возможностей применения аналогии права (ст. 182 ГК РФ), можно определить налоговое представительство следующим образом: действия, совершенные одним лицом (налоговый представителем) от шпени другого лица (налогоплательщика) в силу полномочия, основанного па доверенности, указании закона либо акте компетентного государственного органа или органа местного самоуправления, непосредственно создают, изменяют и прекращают налоговые права и обязанности налогоплательщика.

Для организаций-плателыциков налоговое законодательство предусматривает два вида законного налогового представительства: представительство в силу закрепления статуса представителя в учредительных документах организации и представительство на основании закона.

Налоговое представительство на основании закона возможно на государственных и муниципальных предприятиях, в государственных учреждениях, то есть на предприятиях, собственником которых является государство. Для осуществления такого представительства необходимо, чтобы налоговый представитель организации-налогоплательщика был указан в качестве такового в акте соответствующего высшего представительного органа государства, субъекта РФ или органа муниципального образования.

В соответствии с гражданским законодательством законными представителями физического лица являются родители несовершеннолетних детей, усыновители (удочерители) несовершеннолетних детей, опекуны физических лиц.

Любые действия (бездействие) законных представителей организации-налогоплательщика признаются действиями (бездействием) представляемой организации, то есть как в случае, если бы организация сама лично осуществляла данные действия (бездействие). Так, вручение под расписку требования об уплате налога и сбора может быть осуществлено налоговым органом не только руководителю организации, но и законному или уполномоченному представителю (ст. 69 НК РФ). Если указанные лица уклоняются от получения требования, должностными лицами налогового органа составляется соответствующий акт, дата составления которого признается датой направления требования.

При осуществлении ареста имущества налогоплательщика налоговый орган не вправе отказать его законному и (или) уполномоченному представителю присутствовать при аресте (ст. 77 НК РФ). Аналогичные права имеет представитель лица, в отношении которого осуществляется налоговая проверка, при проведении осмотра территорий, помещений и документов налогоплательщика (ст. 92 НК РФ), при оформлении результатов налоговой проверки (ст. 100 НК РФ), в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки, а также при получении копии решения налогового органа о применении финансовых санкций (ст. 101.4 ПК РФ).

Следует иметь в виду, что ст. 106 НК РФ определяет налоговое правонарушение как противоправное деяние, совершенное не только налогоплательщиком, но и его представителями.

Уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах (налоговыми агентами и т.д.). Уполномоченный представитель налогоплательщика осуществляет свои полномочия на основе доверенности (если налогоплательщик – физическое лицо, то доверенность должна быть нотариально удостоверенной).

Уполномоченное налоговое представительство может быть как возмездным, так и безвозмездным, в зависимости от того, к какому соглашению придут стороны – налогоплательщик и его представитель.

Представление интересов налогоплательщиков в арбитражном суде и суде общей юрисдикции НК РФ не регламентируется, и правила о налоговом представительстве на судебное представительство не распространяются. В данном случае необходимо руководствоваться гл. 5 АПК РФ и гл. 5 ГПК РФ.