Налоговое планирование

Планирование налогов основывается на организации функционирования налоговой системы страны и ее структуре, которые должны соответствовать целям налоговой политики. Одновременно налоговое планирование реализуется в налоговой политике государства, обусловливающей основы системы налогообложения, принципы налогового механизма, положения по разграничению налоговых полномочий и другие положения. Планирование налогов можно и нужно рассматривать как с позиций государства и органов местного самоуправления в лице их уполномоченных органов, так и с позиций конкретного хозяйствующего субъекта.

Планирование налогов — составная часть налогового процесса, представляющая собой деятельность органов государственной власти, местного самоуправления и налогоплательщиков по определению на заданный временной период экономически обоснованного размера поступлений налогов в соответствующий бюджет, а также объема налогов, подлежащих уплате конкретным хозяйствующим субъектом.

Рассмотрим налоговое планирование отдельно на каждом уровне.

Налоговое планирование на макроуровне

Субъект планирования — государство, регулирующее налоговые поступления путем установления элементов налога. Конкретными вопросами планирования в центре и на местах занимаются финансово-налоговые органы.

Налоговое планирование на макроуровне — это комплексный процесс определения общей суммы налоговых доходов бюджета и внебюджетных фондов разного уровня для выполнения экономических, политических и социальных задач государства.

Планирование налогов па макроуровне служит исходным положением для прогнозирования социально-экономического развития страны в целом, субъектов РФ и муниципальных образований, а также основой при составлении текущих и прогнозируемых бюджетов разного уровня. При этом оно исходит из общеэкономических показателей страны (ВВП, валового национального продукта, национального дохода, доходности населения, инфляции, резервов, государственного долга, платежного баланса). Именно эти показатели формируют налоговую базу и оклад налога в целом и конкретного налога.

Налоговое планирование начинается с разработки научно обоснованной концепции налогообложения, в соответствии с которой вносятся изменения в налоговую систему государства, ее состав и структуру, соответствующую экономическому развитию. Далее устанавливаются цели, которые стоят перед налогообложением и методы их достижения. Все это тесно увязано с налоговой политикой, определяющей организационно-правовые принципы действующей системы налогообложения и методику исчисления конкретных налогов.

Важным моментом налогового планирования является разграничение налоговых полномочий и доходных источников между органами власти и органами управления разных уровней. Методы распределения налогов между бюджетами разных уровней устанавливаются в законодательном порядке.

При планировании налогов учитывают как объективные, так и субъективные факторы. К объективным факторам относятся предполагаемые изменения ВВП и национального дохода, производство и объем реализации, развитие научно-технического прогресса, инфляция, количество населения и уровень его жизни. К субъективным — изменения потребности населения, хозяйствующих субъектов, государственных органов в сторону получения больших финансовых ресурсов.

Налоговое планирование на макроуровне решает следующие основные задачи:

• формирование налогового законодательства;

• построение действенной налоговой системы исходя из конкретной социально-экономической ситуации;

• определение объема и структуры государственных обязательных платежей;

• установление содержания объектов налогообложения и состава налоговой базы;

• разработка размера налоговых ставок и льгот, а также исполнение всех поставленных задач.

В зависимости от сроков, на которые составляются планы, налоговое планирование классифицируется на следующие виды:

• текущее — оперативное и краткосрочное;

• перспективное (прогнозирование) — средне- и долгосрочное.

Текущее налоговое планирование включает в себя расчет конкретных сумм налогов, мобилизуемых на соответствующей территории государства за определенный период. Расчет каждого обязательного платежа проводится на основе макро- и социально-экономических показателей.

Особое значение такого планирования состоит в том, что оценка налоговых поступлений призвана обеспечить экономически обоснованные качественные параметры бюджетных показателей. Текущее планирование осуществляется финансовыми и налоговыми органами.

Оперативное налоговое планирование осуществляется на месяц или квартал, обеспечивая реальную оценку поступлений по каждому виду налогов на ближайшее время. При разработке планов всю информацию финансовые и налоговые органы извлекают из лицевых счетов, которые ведутся по всем налогоплательщикам. Лицевые счета открываются но действующему предприятию и индивидуальному предпринимателю с момента принятия их на налоговый учет, а также по каждому виду налогов отдельно. В лицевых счетах показывается все движение налоговых сумм за весь налоговый период.

Необходимые дополнительные сведения получают от различных ведомств (например, Федеральной службы государственной статистики).

Рассчитанная налогооблагаемая база с учетом положений Налогового кодекса РФ и прогнозируемых налоговых ставок обеспечивает создание плана налоговых поступлений — документа, в котором указаны общие объемы каждого вида налогов, сборов и других обязательных платежей, а также сроки их поступлений, установленные плательщику. Данные за год определяются на основе отчетных данных (бухгалтерской отчетности организаций, налоговых расчетов-деклараций) за девять месяцев с учетом динамики и ожидаемых поступлений за IV квартал. На основе этих сведений составляется сводная таблица, в которую вносятся основные показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятий (выручка от реализации продукции, работ, услуг, прибыль, фонд оплаты труда и т.п.). Таким образом, устанавливается сумма налоговых поступлений отчетного года, которая служит основой для плана на предстоящий год. При этом учитываются возможности изменения налогового законодательства.

Следовательно, оперативное планирование подготавливает материал для осуществления краткосрочного налогового планирования.

Краткосрочное налоговое планирование предусматривает составление планов на год, осуществляется непосредственно Минфином России, основываясь на оперативном налоговом планировании.

В министерстве детально анализируют данные о поступлении налогов в целом и по каждому виду за истекший период и разрабатывают проект плана на предстоящий год. При этом учитываются изменения и дополнения действующего налогового законодательства, регулирующие налоговую систему в целом и по отдельным видам налогов, которые им предложены после серьезной оценки состояния налогообложения за текущий год с учетом социально-экономических факторов.

Показатели краткосрочного налогового плана включаются в доходную часть бюджета и утверждаются на предстоящий год.

Оперативное и краткосрочное планирование тесно связаны и являются составными частями единого текущего налогового планирования, которое в целом решает тактические задачи. Эти тактические задачи создают основу для разработки стратегии налогового планирования, определяющей перспективное налоговое планирование.

Перспективное налоговое планирование (прогнозирование) — это составление планов па длительный период (3—5 лет — среднесрочные, свыше пяти лет — долгосрочные прогнозы). В отличие от текущего налогового планирования здесь не проводится детализация по видам налогов, а охватывается вся совокупность налогообложения.

Это планирование базируется на основных макро- и социально-экономических показателях развития национальной экономики:

• валовом внутреннем продукте, который определяет общий размер налогооблагаемой базы, так как является источником всех налоговых платежей;

• валовом национальном продукте, создающем представление о том, какая часть налоговых доходов обращается за счет деятельности национального капитала;

• национальном доходе, отражающем возможные налоговые поступления в форме прямых налогов;

• чистом национальном продукте, формирующем доходы населения и обеспечивающем выяснение суммы важных налоговых поступлений — косвенных налогов;

• личных доходах населения, расходующего средства на личное потребление и сбережение, при этом определяют возможную сумму налоговых поступлений за счет НДФЛ;

• платежном балансе, показывающем соотношение платежей и поступлений между странами и обеспечивающем расчет суммы таможенных пошлин;

• численности населения, обосновывающей прогнозируемый объем налоговых поступлений как прямых налогов на физических лиц, так и косвенных налогов.

Эти показатели дают возможность сделать прогноз налоговых сумм как в целом, так и по отдельным видам налогов. При составлении средне- и долгосрочных планов регионов, городов принимается во внимание:

а) оценка доходности собственности, ресурсная база, техническое состояние фонда основных средств, экспортно-импортные операции, качество производственной и социальной инфраструктуры, т.е. экономико-социальное состояние территории;

б) объем налоговых поступлений на перспективу с учетом темпов экономического роста;

в) прогнозирование данных бюджета, уровня инфляции, индексации цен.

Планы расчетов налогов взаимно увязываются между собой, чтобы один расчет вытекал из другого. Кроме того, они сопоставляются с фактическими поступлениями в отчетном и плановом периодах.

Планирование налогов на федеральном, региональном и местном уровнях осуществляется на основе общеэкономических методов, анализе, корреляции, ранжировании и др.

Среднесрочное налоговое планирование сегодня имеет практическое значение, поскольку с 2008 г. федеральный бюджет России составляется на три года.

Налоговое планирование учитывается в ходе выработки налоговой и бюджетной политики государства, обеспечивает выявление и мобилизацию имеющихся в экономике резервов, поскольку, при совершенствовании налогового законодательства, создаются условия для роста ВВП и национального дохода.

В целом процесс планирования налоговых поступлений — достаточно сложная работа, требующая глубокого знания происходящих в хозяйстве социально-экономических процессов, анализа тенденций их развития, знания налогового и иного законодательства, а также освоения автоматизированных систем управления. Только тогда возможна разработка планов с высокой степенью надежности.