Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями

Отдельные государственные полномочия наряду с вопросами местного значения формируют компетенцию муниципальной власти в Российской Федерации. В Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ΦЗ содержится специальная гл. 4, посвященная наделению органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.

Процесс реализации органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий можно разделить на три составные части:

1) наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями с одновременной передачей необходимых для их реализации государственных материальных и финансовых средств;

2) осуществление органами местного самоуправления полученных государственных полномочий;

3) государственный контроль за исполнением органами местного самоуправления преданных государственных полномочий.

Рассмотрим поэтапно процесс реализации органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.

1. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральным законом, полномочиями субъектов РФ – региональным законом. Иной порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями не допускается.

Согласно Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ΦЗ законы, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, должны содержать:

– вид или наименование муниципального образования, органы местного самоуправления которого наделяются отдельными государственными полномочиями;

– перечень прав и обязанностей органов местного самоуправления, а также перечень прав и обязанностей органов государственной власти при осуществлении соответствующих полномочий;

– способ или методику расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам для осуществления отдельных государственных полномочий;

– перечень подлежащих передаче в муниципальное управление или в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий;

– порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных им государственных полномочий;

– порядок осуществления государственного контроля с указанием осуществляющих его органов;

– условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.

Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок либо на срок выполнения передаваемых полномочий.

При принятии решений о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями целесообразно учитывать следующие факторы.

Во-первых, наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями является не обязательным, а возможным. Прежде всего, следует решить вопрос о целесообразности возложения исполнения отдельных государственных полномочий на органы местного самоуправления или же исполнение этих полномочий существующими или специально создаваемыми территориальными органами государственного управления. Принимая решения, важно учитывать не только организационные и финансовые факторы, но также удобство для населения при получении услуг в том или ином варианте.

Во-вторых, даже в том случае, когда исполнение отдельных государственных полномочий органами местного самоуправления более эффективно, чем их исполнение органами государственной власти, не во всех муниципальных образованиях имеется возможность реально осуществлять эти полномочия. В Российской Федерации в настоящее время насчитывается около 12 тыс. муниципальных образований, существенно отличающихся по численности населения, по социально-экономическому потенциалу, а также по природным условиям и географическому положению. В таких условиях объем предоставляемых муниципальных услуг, равно как и объем реализуемых отдельных государственных полномочий, должны соответствовать условиям конкретного муниципального образования, учитывать его возможности и потребности.

В-третьих, поскольку наделение полномочиями должно сопровождаться передачей органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов, то в бюджетах РФ и ее субъектов ежегодно должны предусматриваться средства, выделяемые органам местного самоуправления на исполнение отдельных государственных полномочий.

Позитивным дополнением является внесение в Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ положения, согласно которому законы, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно соответствующим законом о бюджете на очередной финансовый год. При этом оговаривается важное условие: в этих бюджетах в обязательном порядке должно быть предусмотрено предоставление субвенций на осуществление переданных органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий.

Если федеральные законы и законы субъектов РФ, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, не соответствуют перечисленным требованиям и это несоответствие установлено в судебном порядке, органы местного самоуправления вправе отказаться от исполнения переданных государственных полномочий. Эго положение также является новеллой Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ΦЗ.

Важно отметить, что отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются только органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, если иное нс установлено федеральным законом или законом субъекта РФ. Иными словами, поселениям

отдельные государственные полномочия передаваться не могут.

Выделяют два способа наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями: передача и делегирование.

Под передачей понимается способ регулирования полномочий органа местного самоуправления, при котором какое-либо полномочие органа государственной власти исключается из его компетенции и включается в компетенцию органов местного самоуправления. При этом срок такого наделения, как правило, не оговаривается.

Делегирование отдельных государственных полномочий – это передача некоторых полномочий органов государственной власти органам местного самоуправления на определенное время для решения тех или иных конкретных задач, расширяющих компетенцию последних.

2. Осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий. Органы местного самоуправления обязаны исполнять отдельные государственные полномочия, переданные им в установленном порядке.

Органы местного самоуправления осуществляют переданные им отдельные государственные полномочия самостоятельно в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ. Порядок осуществления переданных государственных полномочий должен устанавливаться нормативным актом представительного органа муниципального образования.

Ключевым вопросом исполнения государственных полномочий органами местного самоуправления в настоящее время стал вопрос порядка их исполнения в условиях, когда:

– государственное полномочие передано в порядке, не соответствующем требованиям Конституции РФ и федерального законодательства:

– органы государственной власти не исполняют возложенных на них законом обязанностей по передаче необходимых материальных и финансовых средств.

В соответствии с п. 3 ст. 20 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ΦЗ органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий лишь в пределах выделенных на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Таким образом, у органов государственной власти не имеется оснований для принуждения органов местного самоуправления к исполнению соответствующих государственных правовых актов в случае бездействия муниципальной власти по реализации этих полномочий в связи с отсутствием переданных финансовых и материальных ресурсов.

От передачи на муниципальный уровень соответствующие полномочия не утрачивают статус государственных, органы государственной власти продолжают нести ответственность за их реализацию. В связи с этим государственные органы вправе устанавливать определенные квалификационные требования к лицам, непосредственно осуществляющим государственные полномочия, определять формы и регулярность предоставления информации о ходе их исполнения.

3. Государственный контроль за реализацией органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий. Органы государственной власти РФ и органы государственной власти субъектов РФ обязаны осуществлять контроль за исполнением органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий. При этом контролю со стороны государственных органов подлежат:

– расходование выделенных для осуществления отдельных государственных полномочий финансовых средств и материальных ресурсов;

– использование переданной в оперативное управление государственной собственности;

– адекватность исполнения переданных полномочий (прежде всего, выяснение вопроса о превышении полномочий или, наоборот, неполном исполнении);

– качество и эффективность исполнения полномочий.

При этом могут быть использованы следующие формы контроля: периодическая отчетность, выборочные проверки, опрос населения, учет заявлений, предложений, жалоб населения по выполняемым органами местного самоуправления отдельным государственным полномочиям и т.д.

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ΦЗ в случае выявления нарушений требований данного Закона по вопросам осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий уполномоченные государственные органы вправе давать предписания по устранению этих нарушений. Эти предписания обязательны для исполнения органами местного самоуправления, но могут быть обжалованы в суд.

Следует отметить, что в настоящее время в Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ΦЗ предусмотрена санкция в отношении главы муниципального образования в случае необеспечения им исполнения переданных государственных полномочий. Согласно п. 2 ст. 74.1 глава муниципального образования может быть отправлен в отставку.

Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ содержит еще одно положение, которое может быть применимо в качестве ответственности органов местного самоуправления за ненадлежащее осуществление переданных отдельных государственных полномочий. В п. 1 ст. 75 содержится норма, предусматривающая временное осуществление органами государственной власти отдельных полномочий органов местного самоуправления в том случае, если органами местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий было допущено нецелевое расходование выделенных на эти цели субвенций из федерального бюджета или бюджета субъекта РФ. Факт нецелевого использования бюджетных средств должен быть установлен в судебном порядке.

Положительным изменением Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ΦЗ, свидетельствующим о выстраивании эффективного диалога между государственными и муниципальными органами, является закрепление права органов местного самоуправления участвовать в осуществлении государственных полномочий, не переданных им в соответствующем законодательном порядке. Для этого представительный орган муниципального образования должен принять решение о реализации права на участие в осуществлении государственных полномочий.