Начало текста. Зачин

Начало общения – очень важный момент. В этикете устного общения есть немало формул для начала беседы – от официальных обращений: Уважаемые коллеги, позвольте поделиться с вами соображениями... до бытовых, неформальных: Послушай', А знаешь; Я вот подумал и т.п. В письменной речи обычно приходится иметь дело с большими текстами, которые тоже должны быть начаты по правилам.

Первые слова текста – это и называют зачином – определяются требованиями понятности и удобства для читателя. Как отмечалось выше, начало должно содержать информацию, привязывающую новое сообщение к тому, что читатель уже знает. Как и во многих других случаях, это требование формализовано в документах, деловой переписке, где указываются предмет сообщения и предыдущие документы, отсылающие к более широкому контексту: По поводу постановления...; В связи с вашим запросом...; В ответ па ваше письмо и т.п. Однако не менее строгие требования предъявляются, например, к документам связей с общественностью, в частности к пресс-релизу. Здесь после заголовка должно идти сообщение о том, когда, где, кто и что проводит; иногда добавляют, с какой целью:

14 июня с. г. в помещении Независимого пресс-центра (ул....) пройдет встреча с депутатами местных советов, организованная партией... для ознакомления общественности с планами...

Похожие зачины можно встретить в художественной литературе вплоть до сказок: В некотором царстве жил да был... Это означает, что такой подход – указать на параметры события, привязывающие сообщение к тому, что читателю известно, – в наибольшей степени отвечает запросам тех, к кому оно обращено.

В газетных статьях, в записях блогов очень распространенным началом текста является указание на момент общения: сегодня, сейчас, в наши дни; иногда отсылка дается косвенно: Какие проблемы стоят перед сегодняшними выпускниками?; В XX веке смешно говорить... и т.д. Передки и упоминания о месте – это те параметры, которые позволяют любому читателю привязать текст к сто представлениям; например: наш город, столичные проблемы, в любом мегаполисе, малые города России – так вполне можно начать текст.

Поскольку статья или запись в блоге связаны с текущими событиями, упоминание всем известных происшествий позволит сразу ввести читателя в тему сообщения. Такие конструкции, как недавнее выступление президента США, события в Сирии, пожар в кафе и т.п., не требуют дополнительных комментариев для современников (хотя вызовут проблемы у исследователей, которые будут читать публикацию спустя многие годы).

Простой способ связать читателя с сообщением – сослаться на мнение автора. Начало текста, где фигурируют местоимения я, мы или конструкции типа ваш покорный слуга, а то и просто глаголы в первом лице, не редкость в СМИ: Мне снова приходится говорить..:, Перед нашей экономикой стоит проблема...

Наконец, самый естественный способ привлечь внимание – обращение к читателю: Вы никогда не задумывались, почему... Заметим, что последний прием – эnо еще и способ сделать текст сообщения интригующим, о чем мы упоминали, говоря о заголовках. Вовлечение в диалог, как и иные приемы, используется и в других элементах текста. Главное – удачно начать!

Рекомендация автору

Каждый свой текст начинайте так, чтобы читатель, с одной стороны, сразу понял, о чем идет речь, а с другой – испытав интерес и желание читать дальше. Заголовок, вводные и врезки должны содержать часть информации. Они не заменяют текст, а напротив, могут – и должны – завлечь читателя.

Способы завершения текста. Концовка

Вопрос, как закончить текст, не менее важен, чем выбор его начала. С одной стороны, к концу должны получить разрешение все проблемы, которые поставил автор; а с другой – читатель должен понять, что больше на эту тему говорить нечего.

Концовка сообщения может и не иметь специального оформления. В таком случае завершение текста должно показывать исчерпанность темы: Прочие вопросы было решено рассмотреть на заседаниях комиссии. В коротких записях блогов это часто очевидно: А в последний день конференции участники побывали на обзорной экскурсии. В научных статьях и других текстах регламентированной формы заключение вводится специальными словами: итак, таким образом, как было показано в работе и т.п. Эти слова свидетельствуют о том, что дается логический вывод из сказанного.

Такие же способы могут использоваться в публицистике, однако чаще авторы прибегают к фразам, где идея завершенности выражена не столь явно и подкреплена эмоциями: Вот о чем я подумал, глядя на старые развалины (о чем – это как раз и было ОГЛАВЛЕНИЕ статьи); Хочется надеяться, что новый год принесет долгожданные изменения (в статье описываются проблемы, которые никак не решаются); Небольшой русский городок, один из многих (автор описывал проблемы города, и концовка показывает, что он считает такие проблемы типичными для других городов, но о них надо говорить уже в других текстах). Последний пример показателен, так как статья или иной текст не всегда исчерпывают заявленную тему. Тогда в концовке признается, что по теме можно еще многое сказать, но это нужно сделать в другом месте: Но это уже тема для иного разговора; или: И я очень надеюсь, что к этой проблеме мы еще вернемся.

В текстах других жанров концовка может иметь иное оформление, например в интервью фраза прощания: Спасибо за то, что вы согласились побеседовать; в репортаже – указание на конец мероприятия: Праздник закончился фейерверком. Главное, чтобы у читателя не возникло недоумения: уже всё? но что хотел сказать автор?

Рекомендация автору

Читателя надо подвести к концу произведения, показав развязку, давая возможность поразмыслить над заключением. Если есть подозрение, что читатель не догадывается о конце изложения, лучше использовать средства, указывающие на завершение статьи: повторить окончательный вывод, показать исчерпанность темы или намекнуть на возвращение к ней в других текстах; при необходимости можно применить формальные признаки завершения текста, определяемые жанром.