Виды примитивного труда

Главным источником добывания пищи, как и ранее, служило собирательство. Половина рациона первобытных людей — это пригодные в пищу листья растений, плоды, злаки, коренья, клубни, орехи, насекомые, пресмыкающиеся и т.д. Это очень близкий к инстинктивному вид человеческого труда, практически как кормление у животных. Однако отличие развитого собирательства от кормления в том, что сначала все, что собирается, переносится на временную стоянку, затем делится по особым правилам, приготавливается и только потом подлежит непосредственному потреблению.

ИнКочевые кубу (сами они называют себя "оранг-дарат", люди суши) на Суматре весь день передвигаются но своей территории в поисках еды, и все, что можно употреблять в пишу, сразу же в сыром виде съедается, а вот то, что требует термической обработки, переносится па временную стоянку и там приготавливается, распределяется и потребляется. Похоже, что никаких запасов они не делают. Охота на средних и тем более крупных животных — редкость, поэтому нет разделения труда. Мужчины, женщины и дети (способные сами передвигаться) заняты собирательством, которое как вид труда предполагает большой запас знаний о растениях, травах, плодах, климате и путях передвижения. Кубу, например, знали все деревья с плодами дуриана на своей территории. Маршруты движения зависят от цикла вегетации растений, но также предполагают цикл восстановления растений, так что возвращаться на определенный участок возможно только через определенное длительное время.

Специфических орудие труда, даже каменных, у кубу нет, только деревянные. Им известно копье, а лук и стрелы — нет. Огонь кубу добывают трением или высеканием. Главной производительной силой является общинная организация труда, кубу могут выжить только группой. Социальная организация кочевой жизни кубу предполагает существование малочисленных групп (10—20 человек), большие группы не могут прокормиться вместе собирательством. Такая локальная община состоит из родственников или тех, кто причислен к ним. Молодежь может отделиться и создать свою собственную группу. Общение между группами крайне редкое, но каждая группа обладает неким тотемным правом на свою территорию. Обычно одна община не заходит на территорию другой, хотя на непродолжительное время такой "визит в гости" все-таки возможен. Однако он таит в себе источник потенциальной опасности. Интересно, что в зависимости от сезона группа может разделяться на отдельные семьи, которые ведут хозяйство самостоятельно. Структура семьи сериально моногамная, редко встречается полигиния.

"...В зависимости от экологических условий и хозяйственных потребностей общины то распадаются на отдельные семьи, то вновь объединяются в более крупные коллективы. Пульсация социального организма — наиболее характерная черта общественной жизни кубу и других охотников и собирателей" [1]. В рамках семьи ведется "домашнее" хозяйства, хотя дома нет, а есть только временные стоянки. Однако для кубу необходим особый вид труда: по сооружению временных жилищ (шалаши, навесы, устройство мест для сна на деревьях); по изготовлению одежды, по приготовлению нищи (интересно, что ничего никогда не готовится впрок, новый день — новая пища); по изготовлению орудий труда (например, плетут прочные канаты из ротанга). Собирательство занимает почти все дневное время кубу, в принципе для обществ собирателей действует закон питания, сформулированный П. Сорокиным в книге

"Голод как фактор" (1922): чем менее развито общество, тем больше времени уходит на добычу пропитания. Собирательство не обеспечивает хорошего здоровья: средняя продолжительность жизни кубу — 30 лет, в 10 лет девочки готовы стать невестами, после 20 лет наступает старость. У кубу нет особых развитых религиозных представлений, обрядов (в том числе и погребения), похоже, сверхъестественный мир их не очень волнует.

Другой вид труда в примитивном обществе — охота. Она обеспечивала людей ценной белковой пищей. Однако в отличие от собирательства охота, как индивидуальная, так и коллективная, — более сложная социальная и техническая и, самое главное, не всегда удачная деятельность. В связи с этим большую часть пропитания в примитивном обществе добывали собирательством, зато охота всегда означала ценные трофеи (говорят, что если у бушмена есть мясо, значит наступило счастье — счастье есть). У древних людей существовали несколько видов охоты: индивидуальная с помощью орудий (лука и стрел, копья, бумеранга, силков) на животных среднего размера; загонная — на крупных животных. Орудия охоты не могли пробить толстую шкуру таких животных, как бык, кабан, слои, поэтому охотники шали жертву или к обрыву, или в яму, а потом только добивали животное (очень скоро стали делать специальные ямы-ловушки).

ИнОхотники должны обладать достаточными знаниями о повадках животных, об ареалах их обитания, о средствах охоты (например, африканские бушмены используют всегда отравленные стрелы, а яд добывают из размолотых особых личинок жуков). Для помощи на охоте бушмены приручают собак. В охотничьих обществах бушменов наблюдается развитое разделение груда: женщины не могут в силу ухода за детьми и постоянной беременности в течение всей жизни заниматься охотой, поэтому их вид груда — собирательство и "домашнее" хозяйство. Среди последнего главное — приготовление еды (особое лакомство — жареная саранча, дикий мед, личинки муравьев, или "бушменский рис"), а также уход за домашними животными, изготовление одежды и украшений, фляг для воды из страусиных яиц.

Мужчины преимущественно занимаются охотой, но также могут переключиться на собирательство. Социальная структура общества бушменов, так же, как и собирателей, связана с локальными группами, которые состоят из нескольких семей, но выше по численности, чем собиратели (50—100 человек). Отношения более или менее равные, в качестве вождя выступает старейшина, но никакого социального различия или имущественного неравенства между людьми нет. Главным социально-экономическим отношением у бушменов является реципрокность — взаимная помощь и поддержка, хотя стариков, оставшихся без сил и уже не способных передвигаться, оставляют умирать одних. Таковы суровые законы кочевого образа жизни. Однако в го же время просто поразительна выносливость и выживаемость бушменов, они, кажется, не знают боли. Ранения (от которых белый человек уже давно умер бы) им не доставляют особого беспокойства, они знают множество лечебных трав и целебных растений. У племен охотников более развита культура: существуют религиозные представления (тотемизм), в племенах есть шаманы (rainmakers), которые общаются с потусторонним миром, но их главная функция — "вызывать дождь"; бушмены очень опасаются мертвых (нельзя ни в коем случае называть имя умерших, поскольку они будут из потустороннего мира мстить тем, кто остался жить — такое поверке существует у многих примитивных народов, в частности, у австралийских аборигенов). Левая рука почему-то объявлена у бушменов нечистой, ею нельзя брать пищу и другие предметы (сравните с нашим обычаем здороваться почему-то только правой рукой). Культура бушменов предполагает изобразительное искусство, ведь охота зависит от удачи, для привлечения которой необходимы заклинания; так появились наскальные рисунки животных. В устной культуре передаются сказки и мифы, бушмены часто ноют песни; музыкальным инструментом является обычный лук с приделанным резонатором из тыквы; изготавливаются украшения, бусы, браслеты, серьги. Существуют и начала научного знания: арифметику бушмены практически освоили, знают счет до трех.

1 Искусство способствует и производству, ведь изготовление орудий труда требует высокой степени терпения: здесь необходима не импульсивность и быстрота, как на охоте, а сосредоточенность, усидчивость, монотонность, что весьма трудно для примитивного человека. В связи с этим трудовые навыки связываются с ритмом, задаваемым танцами и песнями. Карл Вильгельм Бюхер (1847—1930) в книге "Работа и ритм" весьма подробно описал этот процесс [2]. Сам характер производства средств труда носил магический характер, добыча огня воспринималась как результат, связанный с действием сверхъестественных сил, а не самого человека. В экономических отношениях обществ охотников есть место и обмену: это дарообмен между племенами для установления мирных отношений; "немой" обмен с представителями оседлых земледельческих племен (бушмены под влиянием белых пристрастились к алкоголю, для полного опьянения им достаточно 100 граммов, ведь у них нет гена, отвечающего за расщепление алкоголя). Однако в целом общественного разделения труда среди охотников и собирателей нет. Обмен не является необходимой структурой хозяйственной жизни.

Наряду с охотой в примитивных обществах распространено рыболовство как особый вид трудовой деятельности. В принципе рыболовство — это тоже охота, только под водой. Сначала рыболовство (речь идет не только о рыбе, но и в целом о дарах моря) выступало пассивным собирательством. Во времена отливов собирали рыбу с отмели или из ям, крабов, ракушки, мидии, креветки, водоросли и пр. Даже для первобытного человека 165 тыс. лет назад морепродукты были важной составляющей белковой пищи еще до изобретения охоты. Первой "рыболовной снастью" был простой камень, который бросали в рыбу, которую также ловили и просто голыми руками. Особенно активный характер добывание рыбы приобрело 40 тыс. лет назад, когда стали использоваться заостренное копье (острога) и лук со стрелами для добычи рыбы (раскопки в Австралии обнаружили кости рыбы на стоянках первобытного человека 42 тыс. лет назад). Революция в рыболовстве произошла тогда, когда человек изобрел способ передвижения но воде (плот, лодка, которая могла быть выдолблена из ствола дерева либо связана из тростника).

Интересный факт!

Раскопки стоянок, существовавших 12 тыс. лет назад, подтверждают, что тогда уже были весла, а значит, и лодки. В качестве лески использовались жилы, а в качестве крючка - когти птиц или специально отколотые кусочки раковин, йотом стали делать деревянные крючки по технологии пропаренного дерева. 11ервоначально леску- жилу наматывали на палец, но потом появилось и удилище. Кроме того, распространена была и сейчас используется примитивными племенами добыча рыбы с помощью специальных ядов. Вместо сети использовали загородки при морском отливе, а также специальные запруды. Сети, похожие на современные, стали плести из конского волоса только после приручения лошади, хотя у североамериканских индейцев известны сети, плетеные из стеблей крапивы. После освоения бронзы, уже 2 тыс. лет назад, появилась блесна (по форме в точности такая же, как современная), а значит, известен был и подводный лов. Однако только у некоторых первобытных племен рыболовство становилось основной формой хозяйственной деятельности (особенно у индейцев Северной Америки на реках, изобиловавших лососевыми).

Как правило, рыболовство сочетается и с охотой, и с собирательством. Причем если зимой господствует охота, то летом переключаются на рыболовство, которое добавляет еще одну степень свободы в обеспечении продовольственной безопасности в экономической жизни примитивных обществ. Еще одним важным фактором является то, что рыболовство не требует такого активного передвижения, как охота, поэтому оно в древности становится также и женским занятием. Рыболовство в некоторой мере способствует появлению временной оседлости в кочевом мире первобытных народов, ведь люди приспосабливаются к ловле рыбы па конкретном водоеме, рядом с которым возникают долговременные стоянки.

Разведение рыбы — рыбоводство — появилось гораздо позже. Известно, что в Китае 4 тыс. лет назад уже разводили рыбу, но расцвет аквакультуры приходится на период Древнего Рима.

Еще одним важным видом труда примитивных обществ является строительство временных сооружений. В эпоху палеолита преобладающим был один тип постройки временного жилища — округлой формы шалаш, а также землянки и полуземлянки. Иногда шалаши соединялись в одну "анфиладную" линию с общими входами-выходами ("длинные дома"). Использовались древесно-растительные материалы, а также шкуры и кости животных. В эпоху неолита появились каменные постройки, по тоже преимущественно округлой формы, весьма маленькие по размеру. Очень часто жилища включали в себя очаги для отопления и приготовления пищи. Жилище играло роль не только временного убежища для человека, но и маркировало территорию локальной общины. Оно свидетельствовало о "праве собственности" па землю. Кроме того, мегалитические сооружения выполняли религиозные функции (самое известное сохранившееся мегалитическое сооружение — Стоунхендж в Англии, XXV—XXII вв. до н.э.). Строились не только жилища, но и дороги, представлявшие собой, конечно, не знаменитые римские дороги, а всего лишь гати па болотах и мосты — поваленные деревья для переправы на другую сторону.