Лекция 8. Молодежь и образование

В результате изучения главы студенты должны:

знать

• исторические особенности и этапы включенности молодежи в образовательную систему;

• специфику построения образовательных траекторий молодежи;

• место молодежи в системе непрерывного образования;

• сущность процесса профессиональной социализации, механизмы социального управления профессиональной социализацией;

уметь

• выделять и дифференцировать исторические этапы включенности молодежи в процесс образования;

• выстраивать и выделять особенности различных образовательных траекторий молодежи;

• раскрывать ОГЛАВЛЕНИЕ образовательных траекторий и элементов непрерывного образования;

• проектировать образовательные стратегии молодежи;

• выделять факторы, оказывающие дифференцированное воздействие на становление профессионала;

владеть

• практикой применения различных подходов к построению образовательных траекторий молодежи;

• навыками прогнозирования возможных рисков, связанных с получением образования;

• приемами социологического анализа позиции молодежи в системе непрерывного образования;

• методами формирования системной готовности к профессиональной деятельности.

Значение и роль образования для молодежи

Личность формируется в процессе социализации. В любом обществе процесс социализации связан с обучением и воспитанием. Эти задачи подрастающего поколения решаются в образовательной системе общества. По мере развития общества происходят значительные изменения в системе образования, во включенности молодежи в образовательную систему.

Рассмотрим основные периоды развития общества, а также изменения, происходящие в образовательных системах.

Первобытнообщинный период развития общества

По мере становления человека разумного формируется потребность передачи социального опыта и знаний подрастающему поколению. В условиях первобытного общества закладываются основы воспитания и образования. В то время воспитание в большей степени было равным для всех, так как имело целью подготовить всех без исключения детей к основным способам добывания средств к существованию и способам защиты от природных явлений. Специальные формы воспитания и образования в первобытный период развития общества отсутствовали.

Воспитание не отделялось от совместной жизни взрослых и детей. Дети и подростки наблюдали за поведением старших, подражали им, участвовали в совместной деятельности наравне со взрослыми, постепенно приобретая необходимые умения и навыки, свойственные взрослым. Под воздействием членов общины (рода, племени) у детей и подростков формировались необходимые для того времени нормы поведения и ценности.

Формирование парного брака в позднеродовой общине изменило всю организацию родового общества. Зарождается семейная форма воспитания. С этого периода в первобытных семьях стали закладываться основы физического и духовного воспитания детей.

Обряды перевода молодых людей в категорию взрослых (инициации) можно рассматривать в качестве первых социальных институтов, основной функцией которых являлась преднамеренная организация воспитания и обучения.

Основными целями воспитания в условиях первобытнообщинного общества являлись: развитие трудовых навыков, формирование чувства верности интересам рода и племени, полное подчинение собственных интересов интересам и требованиям общины, формирование знаний о традициях, обычаях и нормах поведения в данном роде и племени. Вышеперечисленные цели достигались, во-первых, за счет полного включения детей и подростков в каждодневную деятельность наравне со взрослыми, а также, во-вторых, за счет игр, которые имитировали разные виды труда взрослых членов общины (охоту, рыбную ловлю, собирательство). Физические наказания как средство воспитания у большинства племен отсутствовали или применялись крайне редко, в исключительных случаях.