Международные туристические услуги

Международные туристические услуги – это вид деятельности, направленный на обеспечение условий, необходимых для осуществления операций по иностранному туризму.

К туристическим услугам, которые весьма разнообразны, можно отнести: перемещение туристов до страны назначения и по стране различными видами транспорта; размещение туристов; обеспечение туристов питанием; удовлетворение культурных потребностей туристов; удовлетворение научных интересов туристов – участие в конгрессах, симпозиумах, научных конференциях; удовлетворение деловых интересов туристов – участие в ярмарках, выставках, переговорах и т.п.; продажа сувениров, подарков, открыток, альбомов, диапозитивов; оформление документации, паспортов, виз и др.

Туристу могут быть предоставлены либо определенные виды услуг по его выбору, либо полный комплект услуг – инклюзив-тур, который включает:

• комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, а также услуги гидов-переводчиков и другие услуги, предоставляемые в зависимости от целей путешествия;

• туристскую поездку но определенному маршруту в конкретные сроки, обеспеченную комплексом услуг в сфере жилья, перемещения, медицинского и культурного обслуживания;

• первичную единицу туристского продукта на продажу, реализуемую как единое целое, продукт труда туроператора.

В информации о туре, как правило, указываются название и реквизиты туроператора и турагента, сведения о туристе; страна (туристский центр), куда направляется турист; средства транспорта; условия питания и размещения туристов; дата начала и завершения тура; программа пребывания по дням; паспортно-визовые формальности; медицинская страховка; минимально допустимое число участников тура; предельно возможные сроки аннулирования тура; розничная цена тура; компенсация за несоблюдение сроков, программы и условий пребывания туристов.

Обо всем этом дастся полное описание и дополнительная информация, представляемая в виде буклетов, каталогов, брошюр, листовок, плакатов, прайс-листов.

К основным видам туров относятся следующие:

• авиационный – путешествие организованных туристов по разработанным маршрутам с использованием авиационного транспорта;

• автобусный – путешествие организованных групп туристов по разработанным маршрутам с использованием автобусов;

• железнодорожный – путешествие организованных туристов с использованием железнодорожного транспорта;

• информационный (инфотур) – тур, специально организованный туроператором для турагентов в целях их оз

накомления с условиями приема и обслуживания туристов по предлагаемой программе;

• комбинированный – путешествие с использованием двух и более видов транспорта.

Определенное место в международном обмене играет образование. Особенно часто возникает взаимодействие между студентами, преподавателями, учеными высшей школы. Происходит обмен опытом, информацией, преподавателями, научными сотрудниками, аспирантами, студентами; проводятся совместные исследования.

В начале XXI в. за пределами своих стран обучалось более 1 млн студентов, две трети от этого числа – студенты из развивающихся стран и Восточной Европы. Более 350 тыс. студентов-иностранцев обучается в США, Англии, ФРГ. В университетах и институтах России также обучаются тысячи иностранных студентов. В международном обмене участвуют здравоохранение, физкультура, спорт. Услуги предоставляются как безвозмездно (особенно пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС), так и на коммерческой основе. При этом практикуется создание сети клиник от передовых медицинских компаний в различных странах.

С туризмом тесно связан экспорт услуг при проведении различных культурных мероприятий: выставки изобразительного искусства, выступление ансамблей, актеров на гастролях; продажа фильмов, кассет и грампластинок с видео- и музыкальными записями.

Крупнейшие экспортеры фильмов: США, Франция, Италия, Россия, Великобритания, ФРГ, Япония, Индия, Гонконг.

Большое разнообразие форм, функций, видов международных туристических услуг удается охарактеризовать и систематизировать, используя классификацию мероприятий, предоставляемых международным туризмом.

Международный туризм с учетом различных признаков можно классифицировать следующим образом:

• по форме туризма – индивидуальный, групповой, семейный;

• функции туризма – восстановительный, развивающий, развлекательный;

• цели поездки – курортный, научный, деловой;

• методу проведения – организованный, неорганизованный;

• содержанию экскурсии – обзорный (многоплановый); исторический, в том числе: историко-краеведческий, археологический, этнографический, военно-исторический; производственный, в том числе: производственно-исторический, производственно-технический, производственно-ориентационный, архитектурно-градостроительный; литературный, в том числе: литературно-биографический, историко-литературный, литературно-художественный;

• составу участников экскурсии – для приезжающих туристов, взрослой аудитории, детей, городского, сельского населения, организованных групп, одиночных посетителей;

• месту проведения экскурсии – городской, загородный, музейный;

• форме проведения мероприятия – массовка (участники одновременно передвигаются по маршруту на 10–20 автобусах), прогулка, лекция, спектакль;

• способу передвижения – пешеходный, транспортный.

Трудности развития иностранного туризма в России следующие: низкое качество обслуживания в общественном питании и в гостиницах, нехватка мест в гостиницах и комфортабельного транспорта, неподготовленность многих объектов для демонстрации их иностранным посетителям, слабое развитие туризма по показу национальных обычаев и быта.

В настоящее время перед туристическими фирмами России стоит задача восстановления и создания сферы обслуживания иностранных туристов. Наиболее перспективными базами туризма следует считать исторические памятники Москвы, Санкт-Петербурга, Ярославля, Суздаля и других городов; посещение озер, гор, вулканов и т.д.