Виды предпринимательства

Следует так обдумывать свои замыслы, чтобы даже неудача принесла нам известные выгоды.

Кардинал де Рец

Виды предпринимательства по сферам (секторам) экономики

Предпринимательская деятельность касается практически всех сфер жизни и позволяет людям удовлетворять разнообразные потребности. Однако, несмотря на разнообразие, ее можно классифицировать но разным признакам. Мы выберем только один: сферу экономики.

Различают два основных вида предпринимательства.

1. Производственное предпринимательство. Оно бывает нескольких видов: промышленность, строительство, сельское хозяйство. В свою очередь, каждая область производственного предпринимательства может быть подразделена на отдельные разновидности. Так, в промышленности существуют такие отрасли, как горнодобывающая, металлургическая, машиностроительная и т.д.

2. Предпринимательство в сфере услуг. Здесь выделяют такие виды, как торговое (оптовая и розничная торговля), финансовое (банковская, страховая деятельность и др.), консультационное (консультирование в области юриспруденции, финансов, психологии, социологии и др.), предпринимательство и прочие услуги.

Существование двух видов предпринимательства не означает, что между ними идет борьба. Напротив, они взаимно дополняют друг друга. Например, если вы произвели продукцию, вы, конечно, можете продавать ее самостоятельно, но для этого необходимо содержать специальные помещения, штат продавцов и т.д. В таком случае львиную долю энергии придется тратить не на производство, а на реализацию. Нс лучше ли сосредоточиться на самом производстве? Реализацию продукции более эффективно поручить специальной торговой фирме, которая занимается этим систематически и профессионально.

Однако граница между производством и обслуживанием размыта. Часто производственные фирмы занимаются и оказанием услуг, как сейчас это в небольшом объеме делают многие фабрики, открывая на своей территории магазинчики и реализуя в них производимые товары, зачастую даже без торговых наценок. Подсобные производства с целью выполнения своей основной деятельности создают и сервисные фирмы. Например, фирма "Макдоналдс", имеющая гигантскую сеть предприятий общепита не только в Москве, но и за ее пределами, содержит фермы, фабрики по переработке мяса и изготовлению полуфабрикатов, теплицы для выращивания необходимых овощей и т.д.

Сфера услуг все больше расширяется. Причем чем более развита экономика страны, тем шире сфера услуг. В западных странах ее объем достигает 70%. Особенно разрастаются так называемые "прочие" услуги: салоны красоты, ремонтные мастерские, фирмы по обслуживанию компьютеров, частные школы, поликлиники, гостиницы, парки отдыха (например, Луна-парк в Москве), театры.

Почему это происходит?

Многие связывают это с совершенствованием производства, его автоматизацией, компьютеризацией и, как следствие, – с высвобождением работников. Но возможно, причины этого процесса все-таки иные: изменяются наши потребности, которые становятся более разнообразными и утонченными. Почему многие из нас теперь не чистят свою одежду сами, хотя это можно было бы сделать, а относят ее в химчистку? Сэкономленное на чистке одежды время можно потратить на чтение, посещение театра или концерта, общение с друзьями и т.д.