Лекция 5. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Таможенное регулирование осуществляется на основе таможенного права, международно-правовое таможенное регулирование — на основе международного таможенного права. Таможенное право функционирует в сфере внешнеторговых отношений, которые имеют международный характер. Международный характер отношений предполагает специфический порядок их регулирования с использованием элементов унификации с другими правовыми системами. Поэтому огромное значение в таможенно-правовом регулировании играет международное право.

Отношения между государствами, связанные с перемещением из одного из них в другое товаров и транспортных средств, является предметом специального правового регулирования. Это обусловило необходимость выделения в отдельный институт таможенного права международного таможенного права. Международное таможенное право можно определить как систему принципов и норм, регулирующих отношения между государствами и иными субъектами международного товарного оборота в сфере таможенного дела.

Международное таможенное право формируется в результате правового взаимодействия государств в сфере таможенного дела, включая вопросы регулирования международной торговли и таможенных отношений. Основной задачей, которую выполняет международное таможенное право, является унификация национальных таможенных законодательств, таможенных норм и процедур, направленная на облегчение международной торговли, а также па эффективное международное сотрудничество в сфере борьбы с контрабандой и иными нарушениями таможенных правил.

Субъектами международного таможенного права являются:

• государства и уполномоченные органы государств в области таможенного дела;

• международные организации, осуществляющие деятельность в области международной торговли и таможенного дела;

• юридические и физические лица — участники ВЭД или их представители;

• физические лица при пересечении таможенных границ;

• иные юридические и физические лица, находящиеся во взаимосвязи с вышеуказанными субъектами (правоохранительные, судебные органы, адвокаты и т.п.).

Международное правовое регулирование представляет собой сложную, но единую и гармоничную систему, основанную на комплексе единых принципов, определяющих ее цели, характер и функциональное назначение. Принципы международного таможенного права представляют собой основополагающие начала международного таможенного регулирования, определяющие все его положения и находящие свое выражение в конкретных нормах.

Основные принципы общего международного публичного права и Устава ООН, такие как уважение национальной независимости и суверенитета, невмешательство во внутренние дела, полное равноправие, уважение национальных интересов, взаимной выгоды, недискриминация и т.п., служат одновременно и основой международного таможенного права.

В основе принципов международного таможенного права лежат основополагающие побудительные мотивы, направленные на развитие двустороннего и многостороннего сотрудничества государств в сфере таможенного дела и международной торговли, которые в ходе своего исторического развития приняли характер незакрепленных в правовом смысле норм поведения, которых стремятся придерживаться взаимодействующие государства. Со временем такие нормы закрепляются в традициях межгосударственных отношений (или оформляются документально) и приобретают характер принципов.

Основными источниками международного таможенного права являются международные договоры, правовые обычаи международного характера, решения международных организаций, обязательные для стран — участниц этих организаций.

Наибольшую роль в международном таможенно-правовом регулировании играют международные договоры -межгосударственные соглашения, содержащие общеобязательные правила поведения в таможенной сфере. В сфере таможенных отношений существует довольно значительный массив международных соглашений и конвенций. Для их более полного изучения необходимо их классифицировать. Оснований для такой классификации можно выделить несколько.

По сфере распространения международные договоры в области таможенного дела могут быть универсальными (объединяющими все или большинство стран мира, выражающие интересы в области таможенного дела всего мирового сообщества), региональными (объединяющие несколько стран-соседей и выражающие интересы определенного региона земного шара) и двусторонними — связывающими только два государства и выражающими только их волю.

Так, например, Киотская конвенция — это универсальный договор; Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Румынии о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах от 13.11.2003 — двусторонний договор.

По объекту правового регулирования международные договоры в области таможенного дела можно подразделить на две группы. Первая группа включает в себя международные договоры, действующие исключительно в сфере таможенного дела и не затрагивающие иные вопросы. В качестве примера таких договоров можно привести Международную конвенцию о регулировании таможенных процедур (Киотскую конвенцию) 1973 г. или Таможенную конвенцию о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (конвенцию МДП) от 14.11.1975.

Вторая группа — международные договоры, которые частично касаются международных таможенных отношений (например, Венская конвенция о дипломатических сношениях от 18.04.1961).

Двусторонние таможенные договоры схожи как по содержанию, так и по структуре. Обычно они состоят из преамбулы и 10—13 статей и практически повторяют друг друга по содержанию. Основной целью таких соглашений является координация борьбы с таможенными правонарушениями, упрощение и унификация таможенных процедур и таможенных операций.

Двусторонние соглашения по таможенным вопросам призваны:

• облегчать и ускорять пассажирское и грузовое сообщение;

• унифицировать таможенные процедуры и таможенные операции;

• обеспечивать эффективное взаимодействие в рамках борьбы с контрабандой и административными таможенными правонарушениями;

• способствовать совместному обучению сотрудников и проведению совместных исследований в области таможенного дела.

Кроме того, в любом Соглашении по таможенным вопросам в обязательном порядке определяются формы взаимодействия, указываются уполномоченные подразделения, осуществляющие непосредственную связь и взаимодействие, формы запросов, контрольные сроки ответов на них, технические вопросы передачи и защиты информации, а также отдельно оговариваются вопросы взаимодействия в рамках правоохранительной деятельности.