Виды правовых норм

По характеру правовых предписаний правовые нормы можно разделить на три группы: нормы-разрешения, устанавливающие, что можно делать. В эту группу входят нормы, определяющие права граждан (субъективные права), а также нормы, определяющие границы возможных действий должностных лиц, государственных органов, общественных организаций, различных предприятий и учреждений;

нормы-требования (обязывающие нормы), содержащие предписания, что обязательно нужно делать. Эти нормы определяют обязанности граждан, должностных лиц, государственных органов, общественных организаций, предприятий, учреждений;

нормы-запреты, устанавливающие, чего нельзя делать, определяющие деяния (действие и бездействие), которые противоречат интересам общества.

К каждой из указанных групп создаются процессуальные правовые нормы, содержащие конкретные указания, как следует действовать, чтобы реализовать свои права, какие действия следует совершить при выполнении обязанностей и т.д.

Например, в Конституции РФ (ст. 43) установлено: "Каждый имеет право на образование". А в уставе образовательного учреждения детально конкретизируется порядок приема учащихся в данное учебное учреждение.

В Конституции РФ (ст. 59) установлена обязанность гражданина России нести военную службу. Порядок же призыва на военную службу определен в Федеральном законе от 28 марта 1998 г. № 53-ΦЗ "О воинской обязанности и военной службе".

Функции правовых норм

Важнейшими функциями правовых норм являются регулятивная и охранительная.

Определяя права и обязанности тех, кто участвует в общественных отношениях (в управлении страной, в экономической и политической жизни, в трудовых отношениях, в имущественных отношениях и др.), нормы права регулируют поведение сторон. Содержащиеся в правовых нормах указания на условия, способы и последовательность действий позволяют сделать поведение людей наиболее целесообразным и предсказуемым. Например, в законодательстве о труде определяются условия приема человека на работу, последовательность действий сторон (работодателя и работника) при оформлении соглашения между ними (трудового договора). Поэтому, зная предусмотренный законом порядок приема на работу, человек, поступающий на предприятие, может спланировать свои действия, заранее подготовить необходимые для приема на работу документы, своевременно задать вопросы о характере трудовой деятельности и условиях труда, осознанно подписать контракт, проследив при этом, чтобы в него не были внесены не предусмотренные нормами права условия.

Нормы-запреты, очерчивая границы дозволенного, помогают избежать ситуаций, связанных с нарушением интересов общества и отдельной личности. Например, положение Конституции РФ (ст. 6): "Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его" – ограничивает произвол государства по отношению к своим гражданам, в частности лишает высокопоставленных чиновников возможности использовать лишение гражданства в качестве наказания за инакомыслие, что нередко практиковалось в советское время.

Охранительная функция правовых норм состоит в определении мер государственного принуждения и порядка их применения к лицам, покушающимся на установленный порядок, нарушающим нормы права, пренебрегающим запретами.

Источники нрава

При сравнении норм права с нормами морали подчеркивалось, что нормы права всегда выражены в письменном виде, в строгих и определенных юридических формулировках. Государственные документы, содержащие правовые нормы, называются источниками права. Источники права являются результатом и свидетельством правотворческой деятельности государства.

К источникам права в Российской Федерации в первую очередь относятся законы. Закон – это нормативноправовой акт, обладающий высшей юридической силой по отношению ко всем другим государственным документам нормативного характера. Законы принимаются высшим законодательным органом государства.

Законы в Российской Федерации по своему характеру и пространству действия делятся на:

1) основные – это Конституция РФ и конституции республик в составе РФ;

2) федеральные конституционные законы, дополняющие Конституцию РФ, например Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации" и т.п.;

3) федеральные законы, принимаемые Парламентом по вопросам, отнесенным Конституцией к исключительной компетенции федерации. К законам такого рода относятся, например, Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". Общим принципом, закрепленным Конституцией, является верховенство таких законов но отношению к законам субъектов федерации;

4) законы, принимаемые представительными органами субъектов РФ и действующие только на территории данного субъекта. Например, Законодательное собрание Санкт-Петербурга должно ежегодно принимать закон о бюджете города.

Между группами законов существует иерархическая связь. Законы, принимаемые на территории субъекта РФ, не могут противоречить федеральным законам. Все федеральные законы должны соответствовать Конституции РФ.

В соответствии с Конституцией РФ в России действует Конституционный Суд РФ, состоящий из 19 судей. Главная задача Конституционного Суда – решение дел о соответствии нормативных правовых актов, действующих на территории России, Конституции РФ. Акты или их отдельные положения, признанные несоответствующими Конституции РФ (неконституционными), утрачивают силу.

Особыми законами являются кодексы, в которых объединены все важнейшие нормы, регулирующие отношения в одной из сфер жизнедеятельности общества, например Трудовой кодекс РФ[1], Уголовный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ[2], Семейный кодекс РФ[3] и др.

Кроме законов, нормы права содержатся во множестве других правовых актов, действующих как на всей территории России, так и лишь на отдельной территории субъекта РФ. Это указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, действующие в отдельных сферах управления жизнью общества, положения, правила, инструкции и т.п., создаваемые министерствами и ведомствами.

Все это – подзаконные акты, т.е. правовые документы, по отношению к которым приоритетны законы, обладающие высшей юридической силой.

5. Законотворческий процесс. В Конституции РФ определен порядок принятия законов, действующих на всей территории России.

Из Конституции РФ

Статья 105.

1. Федеральные законы принимаются Государственной Думой.

2. Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации.

3. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.

4. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

5. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

Статья 107.

1. Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.

2. Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его.

3. Если Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию.

Законы также могут приниматься путем всенародных референдумов. Так, в результате референдума 12 декабря 1993 г. была принята ныне действующая Конституция РФ.