Методы и средства психотерапии в педагогическом взаимодействии

В настоящее время начинают включаться в арсенал педагогических методов воздействия и общения методы и средства психотерапии. Психотерапия — психическое воздействие (словом, поступками, обстановкой) па человека с целью его лечения, изменения его отношений к социальному окружению и собственной личности, коррекции и воспитания,

Арттерапия. Терапия средствами искусства как метод основывается на том, что внутренние переживания, трудности, конфликты человека имеют представительство на образном, символическом уровне и могут получить выражение в изобразительном искусстве: рисунки, лепка, аппликация на свободную тему; задания на произвольную тему с самостоятельным выбором материала; анализ и интерпретация произведений искусства; репродукция произведений искусства; совместное творчество воспитателя и ребенка. Служит способом освобождения от конфликтов и сильных переживаний, средством развития внимания к чувствам, усиления ощущения собственной личностной ценности и повышения художественной компетенции.

Библиотерапия — метод воздействия па ребенка, его чувства при помощи чтения книг. Вместе с героями литературных произведений дети переживают определенные эмоциональные состояния, видят способы выхода из сложных ситуаций, что расширяет их социальную компетенцию, позволяет им успешнее овладевать нормами и правилами жизни в обществе.

Групповая психотерапия — использование закономерностей межличностного взаимодействия в группе для лечения и достижения физического и психического благополучия человека. По характеру объекта психотерапевтического воздействия различают: семейную психотерапию, предусматривающую одновременную работу с родителями, детьми и родственниками в условиях совместной деятельности, в различного рода психогигиенических клубах; игровую психотерапию.

Имаготеропия — использование разного вида игр для коррекции личности ребенка и в реабилитационной работе с ним. Игры бывают свободные и директивные (управляемые). Свободные подразделяются па регрессивные (возвращаясь к менее зрелым формам поведения, ребенок превращается в маленького, просится па руки, ползает и т.д.), реалистические (ребенок играет в то, что определяется объективной ситуацией, а не его потребностями и желаниями), агрессивные (в войну, наводнение, убийство, насилие). Неструктурированный материал (вода, песок, глина, пластилин), используемый в директивных играх, позволяет ребенку косвенно выражать свои желания, способствует развитию сублимации.

Катарсис — метод, основанный на феномене освобождения личности от травмирующих ее эмоций путем рассказа, воспоминания, сильной эмоциональной разрядки и раскрепощения.

Логотерапия (лечение смыслом) — направление в психологии и медицине, разработанное австрийским ученым В. Франклом. Логотерапия исходит из того, что основной движущей силой в поведении и развитии человека является его стремление к поиску и реализации смысла своей жизни. Ставит целью расширение возможностей человека видеть спектр жизненных смыслов, которые может содержать в себе любая ситуация. Возникновение проблем, вызванных неумением человека понять и определить смысл собственной жизни, следует предупреждать в детстве путем формирования системы жизненных ценностей, потребности в самоактуализации, социальной и профессиональной ориентации ребенка.

Моритатерапия — метод, с помощью которого дети ставятся в ситуацию, вынуждающую производить хорошее впечатление на окружающих, что помогает воспитывать правила хорошего тона. Психодрама (социодрама) — вид групповой психотерапии. Попеременно выступая в качестве актеров и зрителей, участники моделируют жизненные ситуации, помогающие им устранить неадекватные эмоциональные реакции, глубже познать себя, наладить взаимоотношения с окружающими.

Танцевальная психотерапия — использование танца и танцевальных движений для снятия напряжения, эмоциональной разрядки; выражение пластикой тела своего состояния, мироощущения и внутренних проблем, которые перестают тяготить личность.

Средства психотерапевтического воздействия: музыка, живопись, художественный текст, игрушки, предметы, вещи, игра, пение, интерьер, лакомства, слово, пантомимика и т.п. Каждое из этих средств может оказать релаксирующее воздействие на воспитанников, способствовать улучшению отношений между педагогом и воспитанниками, способствовать улучшению поведения.