Методы и процедуры разрешения конфликтных ситуаций СБ ООН

В многолетней деятельности СБ ООН сложились определенные методы и процедуры разрешения различных конфликтных ситуаций. Особенно успешно в практике Совета использовались миссии по сбору фактов, посредничество, превентивная дипломатия, миротворческие операции и операции по поддержанию мира, постконфликтное миростроительство и др.

Вместе с тем по-прежнему остается актуальным вопрос о повышении эффективности СБ ООН, включая использование всех его уставных возможностей по поддержанию мира. Главная причина недостаточной эффективности Совета заключается в его неспособности в ряде случаев обеспечить осуществление своих резолюций.

Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС) играет роль центра в области международного экономического и социального сотрудничества (см. также гл. 6). Он призван в соответствии со ст. 55 Устава ООН содействовать:

1) повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и развития;

2) разрешению международных проблем в областях экономической, социальной, здравоохранения, культуры, образования и др.;

3) всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех без различия расы, пола, языка и религии.

Состав и порядок работы ЭКОСОС. ЭКОСОС состоит из 54 государств (до 1 января 1966 г. – из 18; с 1966 по 1973 г. – из 27), избираемых ГА ООН сроком на три года. Выбывающий член ЭКОСОС может быть переизбран немедленно. Это правило дает возможность избирать в ЭКОСОС постоянных членов СБ ООН на каждый очередной срок. Ежегодно избираются 18 членов ЭКОСОС. резолюция ГА ООН от 20 декабря 1971 г. 2847 (XXVI) установила следующий порядок распределения мест в ЭКОСОС: 14 – от государств Африки; И – Азии; 10 – Латинской Америки; 13 – Западной Европы и других государств; 6 – от государств Восточной Европы.

ЭКОСОС работает в сессионном порядке. В начале года в Нью-Йорке проводится организационная сессия и летом – основная, поочередно в Женеве и Нью-Йорке (до 1992 г. проводились две основные сессии). Работа очередных сессий ЭКОСОС ведется в трех сессионных комитетах в составе всех членов Совета:

– Первом (экономическом);

– Втором (социальном);

– Третьем (по программе и координации).

В рамках сессии проводятся встречи глав делегаций на уровне министров с целью обсуждения кардинальных вопросов деятельности ЭКОСОС.

Каждый член ЭКОСОС имеет один голос. Решения принимаются простым большинством голосов присутствующих и участвующих в голосовании членов Совета.

Функции ЭКОСОС. Они многочисленны и разнообразны. Главные направления его действий:

1) квалифицированное обсуждение международных экономических и социальных проблем и разработка принципов деятельности и политики ООН в этой сфере;

2) координация всей деятельности системы ООН по экономическим и социальным вопросам, в том числе координация деятельности специализированных учреждений;

3) подготовка квалифицированных исследований и докладов по общим и специальным проблемам международного экономического и социального сотрудничества.

ЭКОСОС может также созывать международные конференции по вопросам, входящим в его компетенцию, составлять для представления ГА ООН проекты конвенций. При его участии были разработаны Всеобщая декларация прав человека, Международные пакты о правах человека, Декларация и Конвенция о правах ребенка, Конвенция о политических правах женщин, Декларация и Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации и др.

ЭКОСОС должен координировать деятельность специализированных учреждений ООН для объединения действий в целях наиболее эффективного осуществления задач международного экономического сотрудничества. Он поддерживает регулярные отношения и с другими межправительственными организациями, сферы деятельности которых совпадают или соприкасаются с его деятельностью, например с ЕС, ОЭСР, Советом Европы, региональными организациями. Эти отношения включают посылку наблюдателей на сессии, обмен информацией, документами, консультации по вопросам, представляющим взаимный интерес. ЭКОСОС устанавливает контакты и проводит консультации с неправительственными организациями, а в случае необходимости – и с национальными организациями.

ЭКОСОС в соответствии со ст. 68 Устава ООН наделен правом создавать комиссии в экономической и социальной областях и по поощрению вопроса о правах человека, а также другие комиссии, которые могут потребоваться для выполнения его функций.

Структура ЭКОСОС. В структуре ЭКОСОС работают восемь функциональных комиссий:

– Статистическая комиссия;

– Комиссия по народонаселению и развитию;

– Комиссия социального развития;

– Комиссия по положению женщин;

– Комиссия по наркотическим средствам;

– Комиссия по предупреждению преступности и уголовному правосудию;

– Комиссия по науке и технологии для развития;

– Комиссия по устойчивому развитию.

На основании резолюции ГА ООН от 15 марта 2006 г. Комиссия по правам человека была упразднена и вместо нее создан новый вспомогательный орган ГА ООН – Совет по правам человека (СПЧ ООН).

К числу вспомогательных органов относятся пять региональных комиссий:

– Экономическая комиссия для Африки (ЭКА);

– Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана (ЭСКЛТО);

– Экономическая комиссия для Европы (ЭКЕ);

– Экономическая комиссия для Латинской Америки и Карибского бассейна (ЭКЛАК);

– Экономическая и социальная комиссия для Западной Азии (ЭСКЗА).

Цель комиссий – содействовать социально-экономическому развитию регионов и развитию экономического сотрудничества между странами региона, а также с другими странами мира.

В структуру ЭКОСОС входят также три постоянных комитета:

– по программе и координации;

– неправительственным организациям;

– переговорам с межправительственными учреждениями.

Кроме того, в рамках ЭКОСОС работает ряд экспертных органов и организаций, в частности по планированию развития, естественным ресурсам, новым и возобновляемым источникам энергии и энергии для развития, экономическим, социальным и культурным правам. В 1997 г. была учреждена межправительственная группа по лесам.

ЭКОСОС имеет связи с рядом учреждений, таких как Детский фонд ООН; Управление Верховного комиссара ООН; по делам беженцев; Программа развития ООН; Мировая продовольственная программа; Международный совет по контролю за наркотическими средствами и т.д.

ЭКОСОС предоставляет также консультативный статус неправительственным организациям.

За годы своей деятельности ЭКОСОС зарекомендовал себя как важный орган сотрудничества государств в экономической и социальной областях и в сфере защиты прав человека. Программы ООН в области обеспечения устойчивого развития требуют дальнейшего усиления координирующей роли ЭКОСОС.

Совет по опеке. Устав ООН предусмотрел создание международной системы опеки, в которую должны были войти бывшие мандатные территории; территории, отторгнутые в результате Второй мировой войны от вражеских государств; территории, добровольно включенные в систему опеки государствами, ответственными за их управление. В систему опеки были включены 11 территорий: часть Камеруна и часть Того, Танганьика (под управлением Великобритании), часть Камеруна и часть Того (под управлением Франции), Руанда-Урунди (под управлением Бельгии), Сомали (под управлением Италии), Новая Гвинея (под управлением Австралии), Западное Самоа и острова Микронезии – Каролинские, Маршалловы и Марианские (под управлением США), Науру (под совместным управлением Великобритании, Австралии и Новой Зеландии).

Управляющие территориями под опекой государства (всего их было семь – Австралия, Бельгия, Великобритания, Италия, Новая Зеландия, США, Франция) заключили соглашения с ООН, в которых были определены условия опеки для каждой территории. Различались два типа подопечных территорий: не отнесенные к стратегическим районам и относящиеся к стратегическим районам (Микронезия под опекой США). В отношении первых функции опеки осуществлялись Советом по опеке под руководством Генеральной Ассамблеи. В отношении стратегических районов главная роль принадлежала Совету Безопасности во взаимодействии с Советом по опеке.

Численный состав Совета по опеке не был определен в Уставе и зависел от количества управляющих держав. В соответствии со ст. 86 Устава ООН в Совет по опеке входили:

1) государства-опекуны;

2) постоянные члены СБ ООН, не управляющие территориями под опекой;

3) такое число государств, избираемых на трехлетний срок, которое необходимо, чтобы уравнять первые две группы государств.

С учетом этих критериев численный состав Совета по опеке неоднократно менялся. Наибольшее число членов – 14 – было в период с 1955 по 1960 г. С 1975 г. Совет по опеке состоит из пяти государств – постоянных членов СБ ООН.

Совет по опеке выполнил возложенные на него по Уставу задачи: все 11 территорий под опекой получили независимость, последняя из них – острова Палау – в 1994 г. В связи с этим Советом было принято решение, что он должен созываться лишь по мере необходимости.

Вопрос о будущем Совета по опеке обсуждался на 50-й сессии ГА ООП и в Специальном комитете по Уставу ООП и усилению роли ООН. Среди внесенных предложений – превращение этого органа в Совет по правам человека, в Совет по окружающей среде и развитию и др.

Международный Суд ООН (далее также – Суд) – главный судебный орган ООН. Его Статут является неотъемлемой частью Устава ООН. Все государства – члены ООП являются ipso facto участниками Статута. Государство – не член ООН может стать участником Статута Международного Суда ООН (далее – Статут) на условиях, которые определяются в каждом отдельном случае ГА ООН по рекомендации СБ ООН (ст. 93, п. 2).

Международный Суд ООН состоит из коллегии независимых судей, избранных вне зависимости от их гражданства из числа лиц высоких моральных качеств, удовлетворяющих требованиям, предъявляемым в их странах для назначения на высшие судебные должности, или являющихся юристами с признанным авторитетом в области международного права (ст. 2 Статута).

Суд состоит из 15 членов, избираемых на девять лет, с обновлением трети состава через каждые три года. При первом избрании судей было решено жребием, какие пять судей из числа избранных будут заседать три года и какие пять судей – шесть лет. Судьи избираются ГА и СБ ООН абсолютным большинством голосов. В СБ ООН достаточно восемь голосов, причем право вето не может быть применено. Выборы в обоих органах проходят одновременно и независимо друг от друга.

Кандидатуры для избрания выставляются национальными группами Постоянной палаты третейского суда. Государства, не представленные в этой Палате, должны назначить такие группы с соблюдением условий, установленных для членов Палаты.

Статут Суда рекомендует, чтобы каждая группа до выставления кандидатур запрашивала мнение высших судебных установлений, юридических факультетов, правовых высших учебных заведений и академий своей страны, а также национальных отделений международных академий, занимающихся изучением права (ст. 6). В Статуте содержится два указания относительно формирования состава Суда: в нем не должно быть двух граждан одного и того же государства (ст. 3, п. 1); весь состав судей в целом должен обеспечивать представительство основных форм цивилизации и основных правовых систем мира (ст. 92).

С начала деятельности Суда в его состав избирался судья, представлявший советскую, а затем российскую систему права. В числе таких судей были известные юристы-международники С. Б. Крылов, Ф. И. Кожевников, В. С. Верещетин. В настоящее время членом Суда является российский юрист Л. А. Скотников (по данным на сентябрь 2013 г.).

Председатель и вице-председатель Суда избираются самим Судом на три года, а секретарь Суда – на семь лет.

Международный Суд ООН компетентен рассматривать споры между государствами с их согласия и выносить консультативные заключения по юридическим вопросам по запросам СБ, ГА ООН, а также других органов и специализированных учреждений ООН с разрешения ГА ООН.