Методы педагогического исследования

Методы педагогического исследования — способы и приемы познания объективных закономерностей обучения, воспитания и развития.

Методика педагогического исследования — упорядоченная совокупность приемов, способов организации и регуляции педагогического исследования, порядок их применения и интерпретации полученных результатов при достижении определенной научной цели.

Принципы отбора методов исследования

1. Использование разнообразных взаимодополняющих методов исследования, неоднократной проверки на большом материале получаемых результатов, длительных наблюдений. Это вызнано тем, что педагогические явления и процессы очень сложны и практически нет возможности воспроизвести любой процесс абсолютно точно, как в предыдущий раз. На их результаты влияет большое количество разнообразных факторов и условий. Получаемые каждым исследователем выводы формулируются достаточно корректно, без категоричности, в усредненной, обобщенной форме.

2. Соответствие методов исследования существу изучаемого явления и возможностям исследователя и исследуемых. Так, в процессе исследования с дошкольниками и младшими школьниками нельзя использовать многие тесты; письменные опросники — конкретные, понятные и ясные, не требующие развернутых ответов, можно использовать не ранее 2—3-го классов. Педагогическую деятельность учителя нецелесообразно изучать только по документам и опросам: надо провести длительное наблюдение за работой учителя на уроке или во внеурочной деятельности в зависимости от предмета исследования.

3. Запрет применения методов исследования, противоречащих нравственным нормам, способным нанести вред участникам исследования, учебно-воспитательному процессу.

Каждая наука широко использует методы других наук. В педагогике используются разные группы общенаучных методов.

Общетеоретические: анализ и синтез, сравнение, индукция и дедукция, абстракция и конкретизация, классификация.

Социологические: анкетирование, интервьюирование, рейтинг.

Социально-психологические: социометрия, тестирование, тренинг.

Математические, статистические: ранжирование, шкалирование, корреляция и др. Используют для обработки полученных материалов и данных эксперимента, установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями. Для статистических подсчетов есть соответствующие формулы, справочные таблицы. Обработанные таким образом результаты представляются, как правило, в виде графиков, диаграмм, таблиц.

Все применяемые методы исследования в ходе педагогического поиска условно можно разделить на теоретические, практические (методы изучения педагогического опыта), математические и статистические методы.

Теоретические методы: сравнительно-исторический анализ, методы моделирования; анализ литературы, архивных материалов и документов (контент-анализ); анализ базовых понятий исследования; методы причинно-следственного анализа изучаемых явлений; методы прогнозирования. Эти методы служат для интерпретации, анализа и обобщения теоретических положений и эмпирических данных.

Эмпирические методы (практические): методы сбора и накопления данных (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, интервьюирование, анализ документов и продуктов деятельности, опыта работы учителей и др.); методы оценивания (самооценка, рейтинг, педагогический консилиум); методы контроля и измерения (шкалирование, срезы, тесты); методы изучения педагогического процесса в измененных и точно учитываемых условиях (педагогический эксперимент и опытная проверка выводов исследования в условиях массовой школы).